АЗиЯ-плюс

Каталог

|| Главная | Каталог >

Музыка

Книги

Видео

Музыка

Книги

Видео

Где купить?

Специальное предложение

Елена Фролова об альбоме

Имя Маруси Митяевой известно очень узкому кругу любителей элитарной поэтической песни.

Это и не странно, потому что и сам жанр камерной поэтической песни еще только-только набирает силу, выходя из круга любительских поэтических кружков и песенных клубов на профессиональную сцену. Причем, профессиональность отнюдь не означает расширение аудитории. Поэтическая песня остается камерным жанром, так как слушать такие концерты все же уютнее в небольших залах (ведь и классическая музыка далеко не всегда нуждается в огромных, многотысячных аудиториях).

В каком-то смысле, местом рождения этого жанра можно считать родной город Маруси - Челябинск. Именно в Челябинском политехническом институте появился клуб самодеятельной песни, отличавшийся от тысячи других подобных клубов не только кругом его участников, создавших, впоследствии, жанр поэтической песни, но и попыткой вписать современную авторскую песню в театральную атмосферу. Как следствие этой попытки, там же, в студенческой театральной студии «Манекен» (сегодня это уже муниципальный театр) была организована студия камерной авторской песни в составе Якимов-Деревягин-Митяева. Для того времени это было довольно необычно, так как уже установился некий стереотип странствующего туриста с гитарой у костра (на открытом воздухе, после трудового походного дня… такой вид разрядки и отдыха…)

Существование авторской песни в театральной атмосфере выводило ее из разряда бытовой (сопровождающей человека в пути) в совершенно иную область — в условность искусства. И это иное песенное бытие создавало новые взаимоотношения человека и песни: теперь уже не песня сопровождала человека в пути (идущего по своим, так сказать, важным делам), а человек сопровождал песню, которую ждали, которую хотели слышать в разных городах и весях.

Песня приводила людей друг к другу и снова разводила -разлучала в пространстве. И сегодня все участники той студии камерной авторской песни уехали из Челябинска, живут уже совсем в других городах, но, все же, остаются гражданами того невидимого пространства-государства, которое когда-то появилось, благодаря их песням.

После переезда — в Москву — Маруся, совместно с Николаем Якимовым, записала два альбома: «Не везде, как на небе, сладко…» и «Небо опять в позолоте…». На мой взгляд, оба эти альбома — яркие события в жанре авторской песни, которые так и остались почти незамеченным. И это не странно: ведь ни трех пресловутых аккордов, ни разговорной манеры пения, ни простого гитарного перебора, — ничего такого, что напомнило бы о том, что уже существовало.

Утонченный музыкальный аккомпанемент, сильный, пластичный альт, которые ассоциируются скорее с ранней французской эстрадой, чем с нежной простотой авторской песни. Наверное, было бы странно, если бы вдруг песни Новеллы Матвеевой запела, к примеру, Мирей Матье или Эдит Пиаф. Но, почему-то, сегодня никому не странно, что именно эти песни в свое время запела Елена Камбурова, — открыв тем самым новый жанр интонационного пения, опираясь, как мне кажется, больше на мелодекламационную, чем на певческую манеру. Но мелодекламация не отрицает наличие певческой природы, а как бы ее — до времени — скрывает, — создавая головокружительный разбег от простой человеческой речи — к поэтической-распетой-певческой.

Именно это открытие Елены Камбуровой и дало творческий импульс очень многим творческим явлениям, в том числе, и первым песням Николая Якимова и Марины (Маруси) Митяевой. Поэтому имя Елены Камбуровой наиболее точный указатель на пути поиска координат для встречи слушателя и поющего, если говорить о жанре современной поэтической песни. Но дальше у каждого начинается уже личный путь и создается свой личный почерк.

В «почерке» Маруси Митяевой ясно слышится традиция романсового пения, но, если так можно выразиться, «очеловеченная» интонацией разговорной речи. Марусины песни —не изысканы, не переполнены изобретательными гармониями и переходами (хотя, безусловно, и не так просты, как может показаться на первый взгляд). Но они переполнены той болью, из которой и вырастает свет истинной, неподдельной радости. Думаю, именно об этом писал Блок в одном из самых последних своих стихотворений:

Девушка пела в церковном хоре,
И луч сиял на белом плече.
……………………………………
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли…

И не важно, что все знают (или думают), что радости не будет… важно, что есть надежда на то, что она будет… и она — будет!

Елена Фролова
Москва, сентябрь, 2008

« Маруся Митяева "Три альбома"