CТУПЕНЬ К РАДОСТИ Выпуск № 60 30 октября 2005
Автор (Бенедикт Бурых): Добрый день! В эфире - программа «Ступень к радости», у микрофона - Бенедикт Бурых. В этой передаче вы услышите песни Александра Мирзаяна и также продолжение моего разговора с Александром Деревягиным. Разговора о творчестве Александра Мирзаяна, начатого еще в предыдущей передаче. Саша, день добрый! Александр Деревягин: Добрый день, дамы и господа. День добрый, Бенедикт. ББ: Итак, в прошлой программе звучали песни Мирзаяна, и мы, как ты помнишь, так с тобой тогда решили поступить - разбить, так сказать, разговор про творчество Мирзаяна на два этапа. Потому что 28 октября уже выпущен тройной альбом «Архив» с песнями Мирзаяна, и в Москве уже прошел, уже состоялся юбилейный вечер Александра Мирзаяна. В прошлой программе мы с тобой этот вечер как бы предварили своими разговорами. И тем, что звучала музыка Мирзаяна. А теперь уже и вечер недавно состоялся, и тройной альбом «Архив» выпущен, так что у нас есть все основания поговорить на эти темы более детально, и также послушать побольше, нежели в прошлый раз, архивных песен Мирзаяна. Ты со мной согласен? АД: Никаких возражений, вечер был прекрасный, я на нем присутствовал, замечательный совершенно вечер, масса приятных людей. Все очень здорово. ББ: Ты с Мирзаяном лично давно знаком? АД: Да, года с восьмидесятого. ББ: Ты про это уже в прошлой программе говорил, но я хотел бы для себя уточнить. Ты знаком с ним с тех пор, когда он приезжал туда, где ты раньше жил, на южный Урал? АД: Да, он приезжал в Челябинск, у нас тогда еще был Клуб самодеятельной песни ЧПИ (Челябинского политехнического института – ред.) - и мы приглашали разных авторов маститых, и вот в числе маститых приезжали Виктор Луферов, Александр Мирзаян, Владимир Бережков. ББ: Мэтры авторской песни. АД: Да, для нас, безусловно, это мэтры. ББ: Мэтрами были и мэтрами остались до сих пор. АД: Да, хотя я сейчас так понимаю, что им тогда было слегка за тридцать, но все-таки они были для нас, семнадцатилетних, мэтрами тогда. ББ: Хорошо. Тогда сейчас мы послушаем одну из песен Мирзаяна, это песня «Крысолов» на стихи Бродского, а потом я хочу сообщить немного информации, имеющей прямое отношение к этому тройному архивному альбому. Так что теперь - поет Александр Мирзаян.
Звучит песня «Романс для Крысолова». (ссылка на mp3 будет поставлена позже - ред.)
ББ: Прозвучала песня «Романс для Крысолова», пел Мирзаян, стихи Иосифа Бродского. А теперь - немного информации. Итак, в тройной альбом вошло 56 песен, записанных на концертах 1978-1999 гг. и отреставрированных звукорежиссером Александром Старых. Работа была долгой, поиск материала, его оцифровка, отслушивание и отбор (из нескольких вариантов надо было выбрать один и потом доводить его до качественного звучания). Параллельно была проделана огромная литературная и редакторская работа - в состав альбома входит 44-х страничный буклет со статьёй Андрея Анпилова, интервью Ирины Хвостовой с Александром Мирзаяном, развёрнутый трекинг с указанием поэтических источников, даты и места концертов, на которых были сделаны записи, и указанием владельцев фонограмм. В буклет вошли также авторские комментарии к большинству песен альбома. Переведена на английский большая часть буклета. В креативную и составительскую группу вошли санкт-петербуржцы Александр Деревягин, Глеб Руденко и Николай Якимов и москвичка Ирина Хвостова. Работа эта заняла три года. И вот она завершена. Саша, этот альбом никак нельзя было выпустить раньше? АД: Дело в том, Бенедикт, что сначала мы собирались просто издать некую архивную концертную запись, небольшую, Александра Мирзаяна, причем мы хотели издавать какие-то эксклюзивные, редкие песни, но когда началась работа, то проект начал разрастаться, потому что было глупо не включить эту песню, или эту… раз уж назвали все это архивом… И все это разрослось до тройного альбома, и вот пятьдесят шесть песен, и можешь себе представить, если на каждую песню было от четырех до восьми вариантов, то тогда можно умножить пятьдесят шесть на восемь… И все это было отслушано, это все было так или иначе отреставрировано… ББ: Да, эвукорежиссеру Александру Старых пришлось достаточно много работать. АД: Да, Старых у нас поседел на этой работе, ему нужно за это дать орден какой-нибудь деревянный… Огромная была работа, и не только звукорежиссерская, была огромная работа архивистов, и это прежде всего московские архивисты: Дима Волков - это звукорежиссер, который работал с творческим объединением «Первый круг», это Петр Трубецкой - главный, наверное, архивист в жанре, москвич, это Гриша Мальцев. Огромную работу проделала Ирина Хвостова, она у нас, наверное, такой профессиональный слушатель Александра Завеновича Мирзаяна, у нее бешеное количество информации, бешеное количество записей, и вот ее кропотливость, ее скрупулезность, конечно, сделали свое дело, без нее этот проект был бы просто невозможен. ББ: А сам Александр Мирзаян? Он ведь был в курсе того, что готовится выпуск его архивного тройника? АД: Да, разумеется, вся эта работа шла в контакте с Александром Мирзаяном, и Ирина Хвостова ему показывала уже не всю эту, безумную совершенно, обойму материалов, а то, что мы уже как-то утвердили. Последнее слово было, разумеется, за Александром Мирзаяном. ББ: В итоге, таможня дала добро… АД: В итоге дала добро, в итоге все это состоялось, в итоге мы все счастливы. ББ: Александр Мирзаян - один из немногих, и один из первых авторов - исполнителей, которые стали сочинять песни на стихи Иосифа Бродского. АД: Если говорить про хронологию, то был еще и Клячкин. Первым все-таки был Клячкин. Мирзаян чуть помоложе. ББ: Ты не в курсе, сам Бродский не слышал его песен на свои стихи? АД: Я в курсе. Бродский слушал. Бродский сложно относился к музыкальным трактовкам, особенно бардовским… ББ: Я знаю. АД: Но по поводу мирзаяновских я знаю, что категорического "нет" от Бродского услышано не было. Не было дифирамбов - я повторюсь - насколько мне это известно, и по каким-то песням - не возьмусь сейчас сказать по каким, было даже сказано: «Вот это еще ладно, ничего.» ББ: Можно понять любого поэта, когда он слышит песни на свои стихи, все равно ведь, стихотворение - это стихотворение, в песне оно приобретает какие-то другие оттенки и нюансы. Иногда автор-исполнитель может то или иное слово изменить, или вообще даже убрать для удобства своего исполнения, это ведь разные вещи… АД: Конечно. У меня даже есть такое сравнение: вот есть яблоко - это стих, а это яблоко можно нарисовать - и вот это песня. Но есть это яблоко, и говорит: «Что-то у вас бумага невкусная..», то есть, сравнивать поэзию и песню просто, на мой взгляд, неправомерно. ББ: Да, это, конечно, разные материи. АД: Это совершенно другой жанр, это совершенно другое восприятие, это все совершенно другое. Равно как пьеса и спектакль. Пьеса - это одно, спектакль - это другое. ББ: Да, согласен, аналогия очень уместная. Ну хорошо, тогда мы сейсас послушаем еще одну песню Александра Мирзаяна, опять же на стихи Бродского, и это песня «Одному тирану».
Звучит песня «Одному тирану». (ссылка на mp3 будет поставлена позже - ред.)
ББ: Скажи, чем можно объяснить следующий факт. Почему уже упомянутые нами с тобой в разговоре сегодня мэтры авторской песни - Луферов, Анпилов, тот же Мирзаян, почему они все живут в Москве? Почему в Питере есть вот творческий союз «АЗиЯ», но все те, кто продолжили делать то, что начали делать Высоцкий, Галич и другие, почему они все живут в Москве? АД: Ты знаешь, Бенедикт, для меня это загадка, на которую у меня нет ответа. Дело в том, что действительно люди для меня значимые в жанре авторской песни - это все как-то москвичи. Вот в Питере, наверное, из людей, которых я бы отнес к мэтрам и мастодонтам жанра, это: Евгений Клячкин, Юрий Кукин и вот, пожалуй и… ББ: Да, они питерские, конечно, но как-то вот я в данном случае сделал акцент на… АД: А вот эта новая волна авторской песни, бережковско-луферовская-мирзаяновская, и еще и другие, это все почему-то москвичи. Почему московская школа оказалась вдруг прогрессивной, в отличие от консервативной петербургской школы… ББ: А, так все-таки она считается консервативной? АД: Ленинградская - консервативная школа. Да, здесь тоже есть масса людей, который пишут авторскую песню, но она более консервативная, вернее сказать, менее авангардная, нежели московская школа. ББ: А как вот тот же Кукин - если ты, конечно, знаешь - относится ко всем этим людям, про которых мы говорим? К Луферову, к Мирзаяну, к Смогулу? Но я не имею в виду их личностные взаимоотношения? АД: В творческом плане я знаю, что Юрий Кукин встречается на каких-то там сборных концертах и фестивалях, и никаких противостояний нет. Вообще-то, жанр авторской песни сейчас очень разросся, и то, что существуют разные течения в жанре, это совершенно нормально, сейчас это ни у кого не вызывает никаких возражений, хотя лет десять-пятнадцать назад были большие войны и большие бури по поводу всех этих направлений, апологеты одного направления со знаменами и с копьями шли на апологетов другого, и были очень сложные у них отношения. ББ: Какова сегодня степень популярности авторской песни в нашей стране? По сравнению с тем, что было те же десять-пятнадцать лет тому назад? АД: Мне кажется… На мой взгляд, может быть, я в чем-то ошибаюсь, но под словом «авторская песня» сегодня понимаются совершенно разные явления. Есть эстрада, которая тоже использует лейбл авторской песни, есть проект «Песни нашего века»… ББ: Кстати, ведь Мирзаян к нему, к проекту этому имеет вроде бы отношение? АД: Да, Мирзаян и Фролова - они участники этого проекта. Проект огромный, и вот сейчас у них уже третья программа. Есть Олег Митяев, который тоже мэтр в авторской песне, он тоже, кстати, наш, челябинский ровесник и земляк. Который тоже собирает тысячные залы, но он уже как бы граничит в своем творчестве с русским шансоном, в эту сторону… И есть как бы сейчас в авторской песне так называемый андерграунд, который собирает квартирные концерты или небольшие театральные зальчики. Это сейчас тоже занимает свою нишу и совершенно комфортно в этой среде существует. ББ: В общем, вся эта авторско-песенная культура развивается и принимает каждый год, каждое десятилетие новые формы. АД: Да. И вот, например, на самый большой фестиваль собиралось около трехсот тысяч человек, Вудсток такой российский… ББ: Немало, немало. АД: Это грушинский фестиваль. Но я туда перестал ездить, мне там неинтересно, мне неинтересно все, что там происходит. Там бывает много людей, с которыми я хотел бы увидеться, но программа фестиваля мне уже неинтересна, потому что она более сдвинута в какую-то эстрадную сторону. Это тоже авторская песня, никуда от этого не денешься… ББ: Тогда продолжим нашу программу, прослушаем еще одну песню в исполнении Александра Мирзаяна, это «Посвящение Элле Фитцджеральд.
Звучит песня «Тем, кто поёт, стоя у окна вагона, который никуда не идёт с севера на юг. Посвящение Элле Фитцджеральд». (ссылка на mp3 будет поставлена позже - ред.)
ББ: Вот прозвучала песня «Посвящение Элле Фитцджеральд», и в этой песне нельзя не обнаружить, не заметить, не услышать джазовые интонации. АД: Ну да, это ведь Элле Фитцджеральд посвящено. ББ: Я помню, что в прошлый раз, неделю назад, ты говорил, что Мирзаян достаточно хорошо играет на гитаре. АД: Да, по крайней мере для авторской песни. Когорта Бережков-Луферов-Мирзаян, она выделяется своим аккомпаниаторским ремеслом. ББ: Вот есть одна песня, я хочу, чтобы она тоже прозвучала. Песня эта посвящена Махавишну. Наверное, не все уже теперь знают, кто это и что это. Это ведь был такой ансамбль «Махавишну Оркестра», он много лет играл, им руководил Джон Маклафлин, всемирно известный, замечательный, гениальный гитарист, который к нам в страну и в Питер приезжал в 1995 году и в прошлом году, но он приезжал с другими проектами. Маклафлин достаточно немолод, и в общем-то не странно, что Мирзаян, котрому шестьдесят лет… АД: Они ведь ровесники? Плюс-минус, ровесники… ББ: Да, конечно. И поэтому естественно, что Мирзаян в курсе деятельности ансамбля «Махавишну Оркестра». Вот еще одна композиция, любопытна и она, и само посвящение, и естественно, когда развивалась вся эта джазовая, роковая, джаз-роковая музыка, Мирзаян был в курсе этого. АД: Конечно! ББ: Он образованный человек, он все это знает, и в каком-то смысле на его глазах все это происходило и появлялось. АД: Конечно, и это на самом-то деле тоже одно из ноу-хау московской школы «первокруговской», то, что люди не были зашорены рамками авторской песни, они воспринимали мировую культуру: и джаз, и рок, и фьюжн, и все, что угодно. ББ: И тем более Мирзаян, который считается справедливо известным культурологом, знатоком авторской песни, и культуры, связанной с авторской песней, то есть, широкого пласта культуры… АД: И сейчас у него есть лекция, которая тоже издается студией «АЗиЯ-плюс»: издается лекция, посвященная вопросам восприятия песни как таковой, не только авторской. ББ: Да, это очень интересно. И это, в самом деле, будет иметь широкий посыл. Ну а теперь прозвучит песня «Дорога», посвященная Махавишну.
Звучит песня «Дорога». (ссылка на mp3 будет поставлена позже - ред.)
ББ: Саша, теперь у меня вопрос к тебе. Вопрос, связанный с твоей концертной деятельностью. У тебя она происходит то в Питере, то не в Питере, а в других городах и странах, но твой ближайший питерский концерт состоится в ноябре, в клубе «Камчатка»? АД: Да, это будет концерт мой и москвички Оли Чикиной. 16 ноября, в клубе «Камчатка». ББ: Клуб небольшой, клуб рок-н-ролльный, довольно милый и я думаю, что особенно твое творчество, имеющее несомненный, на мой взгляд, акцент в сторону акустического рока, будет в этом клубе более, чем уместно. АД: У Чикиной тоже есть некий такой рок-н-ролльный акцент в творчестве, сначала в «Камчатку» пригласили ее, а Оля уже пригласила меня. ББ: Мы сегодня уже говорили в передаче про поэзию Бродского в песенном творчестве Мирзаяна, и других авторов, но песни на стихи Бродского поют и исполнители из «АЗиИ»: Николай Якимов, Татьяна Алешина… АД: Пожалуй, у всех нас есть песни на его стихи. ББ : Тогда я думаю ты не будешь возражать, если сейчас прозвучит песня «Строфы», написанная тобой на стихотворение Бродского. АД: На самом деле это компиляция из трех стихов. ББ: Замечательно. Послушаем эту интересную и очень сильно сделанную компиляцию.
Звучит песня «Строфы». www.derevyagin.com/Da%20Mi%20ne%20Stali%20Drev.MP3
ББ: В ближайшее время ССИ «АЗиЯ-плюс» продолжит выпуск своих новых пластинок. Давай, ты сейчас расскажешь нашим радиослушателям о том, что появится в ближайшее время. АД: Я, конечно, боюсь сглазить, но планы у нас такие: прежде всего у нас в планах выход поэтической серии, в которой поэты читают свои стихи - это альбомы с записями Ольги Седаковой и Виктора Сосноры. Работа уже идет вовсю, она уже близка к завершению. Далее, у нас в планах запись еще одного нашего мэтра, тоже москвича, Владимира Бережкова. Это будет двойной альбом, вот Александр Старых должен будет ехать в Москву, на запись этого альбома. ББ: Ссылка в Москву. АД: Да, ссылка в Москву. ББ: Но этот альбом еще будет записываться. А вот уже готовые записи есть? Скоро ведь должен выйти альбом Саинхо. АД: Да, готовые альбомы - это Мананы Менабде альбом, он тоже должен выйти в ближайшее время, и сказка Саинхо Намчылак, на музыкальной основе, авторская. И наш с Николаем Якимовым совместный альбом по стихам Игоря Салчака. ББ: А теперь поговорим по поводу планов не совсем ближайших… Но они ведь тоже будут воплощены, не правда ли? Например, небезызвестный господин Виктор Луферов, мэтр авторской песни, он ведь затеял и с помощью «АЗиЯ-плюс» готовить выпуск… Даже страшно сказать… Семерного альбома! Своей антологии, она будет состоять из семи сольных пластинок, и одна их них уже вышла. АД: Одна из них вышла, и сейчас вот Виктор Архипович приезжал, и приедет еще, и будет дальше записывать, на самом-то деле материала уже записано больше, чем на одну пластинку. Сейчас уже в обозримом будущем должны появиться следующие аж три альбома Луферова. ББ: Аж три! Ну, они появятся, а мы в этой передаче прослушаем одну, вернее даже две темы из уже выпущенного альбома Луферова «Шляпа Чудака». АД: Это ранние песни. ББ: Это ранние песни, да, и они тоже любопытны, тем более, что кое-что из этого альбома уже звучало в предыдущих выпусках программы «Ступень к радости», - и песни, и авторские монологи, вот как раз сейчас прозвучит и авторский монолог небольшой, а потом Виктор Луферов споет одну свою песню.
Звучат авторский монолог «Слово от автора» и песня «Пуля» (ссылка на mp3 будет поставлена позже - ред.)
ББ: Наша передача подошла к концу. В гостях на радио «Открытый город» сегодня был Александр Деревягин. Спасибо тебе за твои комментарии. Надеюсь, что ты сочинишь еще немало новых песен, выпустишь новые свои альбомы и что твои гастрольные путешествия и по России, и по ближнему, и по дальнему зарубежью, будут проходить удачно, как говорится, на все сто! АД: Спасибо! ББ: Вот сегодня мы слушали песни Александра Мирзаяна, и одна из них «Дорога» - посвящена Махавишну. Поэтому теперь, в самом финале передачи, прозвучит музыка в исполнении ансамбля MAHAVISHNU ORCHESTRA. Заглавная тема из альбома BIRDS OF FIRE. Альбом это, конечно, старинный, выпущенный еще в 1973 году, более двадцати лет назад. Но лидер ансамбля MAHAVISHNU ORCHESTRA Джон Маклафлин по-прежнему полон сил и прекрасной творческой энергии, и продолжает исполнять по-настоящему великолепную музыку. Программу провел Бенедикт Бурых, до свиданья, до встречи в следующее воскресенье.
Звучит композиция BIRDS OF FIRE.
|