АЗиЯ-плюс

Радиопередача "Ступень к радости"

|| Главная >

Выпуск № 60 (30.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив"). Песни А. Мирзаяна, А. Деревягина и В. Луферова

Выпуск № 59 (23.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив" и планах студии "АЗиЯ-плюс"). Песни А. Мирзаяна, Е. Фроловой, А. Деревягина и стихи О. Седаковой

Выпуск № 58 (16.10.2005) Гости: композитор, музыкант Юрий Касьяник

Выпуск № 57 (9.10.2005). Гости: поэт, художник, музыкант Дмитрий Стрижов (Нью-Йорк - СПб)

Выпуск № 56 (2.10.2005). Гости: Александр Деревягин

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть вторая.

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть первая.

Выпуск № 54 (18.09.2005). Гости: Настя Макарова (группа "Ступени")

Выпуск № 53 (11.09.2005). Гости: Зам. директора Арт-центра "Борей" Валерий Петрукович (СПб) и писатель Андрей Сольницев (Голландия). Песни Андрея (Дюши) Романова, Анны Герасимовой (Умки), музыка Сергея Курёхина.

Выпуск № 52 (4.07.2005). К выходу нового CD "Первый круг. 15 лет спустя". Гости: Николай Якимов. Песни участников ТО "Первый круг"

Выпуск № 31 (10.04.2005). К выпуску CD "Улица Мандельштама"

CТУПЕНЬ К РАДОСТИ № 31 (10.04.2005)

Автор (Бенедикт Бурых): Добрый день, здравствуйте! В эфире – программа СТУПЕНЬ К РАДОСТИ, у микрофона – Бенедикт Бурых. Сразу возьмем быка за рога. Без промедления. Творческий союз «АЗиЯ» выпустил недавно два новых альбома – это «Путешествие в рай» Елены Фроловой и совместный альбом «Улица Мандельштама». Не скрою от вас, дамы и господа, были у меня совершенно конкретные намерения пригласить сегодня в студию нашей радиостанции дам и господ «азиятов» – то есть, тех, кто принимал участие в записи вышеназванных пластинок. И Фролову, и Якимова, и Алешину, и Деревягина. Однако наши многоуважаемые артисты азиятские отбыли в стольный город Москва. Там, в Москве, дел у них как всегда немало. Но к счастью, ненадолго сейчас они туда отправились. А их отсутствие не помешает нам прослушать песни из новых альбомов. Ну а в ближайшем будущем мы продолжим слушать новые азиятские пластинки с комментарием самих исполнителей. Поскольку замыслы создания этих альбомов давно вызревали, то им, право, найдется, чем прокомментировать собственные песни. Так что немного подождем их возращения. Напомню, что презентации альбомов «Возвращение в рай» и « Улица Мандельшама» состоялись совсем недавно, в марте, и происходило это на Невском,104, в Интерьерном театре, где уже без малого почти на протяжении года проводятся концерты творческого стоюза «АЗиЯ».

Итак, альбом «Улица Мандельштама». В него вошло немало песен на стихи великого поэта. Некоторые из них уже звучали в этой передаче, еще до того как была издана эта пластинка. Некоторые – но вовсе не все. Николай Якимов исполняет песню на стихи Осипа Мандельштама «Соломинка».

(Звучит «Соломинка» Н. Якимова)

Немало уже лет прошло с тех пор, как были написаны стихи Осипа Мандельштама. И они не покрылись пеленой забвения, едва ли это нужно доказывать. Однако Творческий союз «АЗиЯ» давно и достаточно последовательно создает интереснейшие песни на стихи многих известных поэтов. Есть, впрочем, у «азиятов» и песни на собственные стихи, и, тем не менее, когда звучат песни на стихи Ахматовой, Цветаевой, Бродского, Набокова, Гумилева и многих-многих других незабвенных авторов, то все мы получаем возможность слышать, как достойная, классическая поэзия приобретает новые жизненные грани, приближается к нам. Как она становится реальной творческой данностью наших дней. Благодаря в данном случае творческому союзу «АЗиЯ, и тем музыкантам и композиторам, которые этот союз создали уже более десяти лет назад. Программу «Ступень к радости» продолжает Татьяна Алешина. Звучит ее песенная версия мандельштамовского стихотворения «Я не знаю, с каких пор…»

(Звучит «Я не знаю, с каких пор…» Т. Алёшиной)

Жанр «Современная камерная песня» как бы и не имеет четких или жестких определений. И споры на тему жанровой природы «азитских» песен ведутся до сих пор. В тоже время сами «азияты» справедливо считают, что они в творчестве своем опираются на традиции Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юлия Кима, Александра Галича, Владимира Бережкова, Виктора Луферова и других достойных людей, и что особенную роль в становлении жанра современной камерной песни сыграла Елена Камбурова. Все это так. Однако Николай Якимов сказал мне недавно, например, что все эти авторы – то есть, Окуджава, Галич, Высоцкий и другие, являются предшественниками, хотя все они себя таковыми и не считали, но все таки они являются предшественниками, в первую очередь, в очень трепетном, тщательном, бережном отношении к слову. Разумеется, это в самом деле так. Что же касается Творческого Союза «АЗиЯ», то недаром, не случайно во время концертов, сами исполнители говорят, что сейчас будет исполнено или спето – не прочитано, а спето – то или иное стихотворение.
Немаловажно, что в альбоме «Улица Мандельштама» звучит голос и самого поэта. Пригодились древние, архивные записи. И пусть их качество записей не очень хорошее, но менее ценными и уникальными от этого они, безусловно, не становятся. В некоторых случаях музыканты из «АЗиИ» очень тактично дополнили голос поэта небольшими музыкальными наложениями.

(Звучит голос Осипа Мандельшама, стихотворение «Нет, никогда ничей я не был современник…»

В исполнении Осипа Мандельштама прозвучало стихотворение «Нет, никогда ничей я не был современник…». А вот еще одно стихотворение в его авторском исполнении. И также с азиятской аранжировкой.

(Звучит стихотворение «Я буду метаться по табору улицы темной…» в исполнении О. Мандельштама)

В основном в альбоме «Улица Мандельштама» все «азияты» исполняют сольные номера. Но в тоже время они нередко подыгрывают и подпевают друг другу. Но в одном номере они практически играют все вместе. Это песня « Жизнь упала как зарница…».

(Звучит песня «Жизнь упала как зарница…» Е. Фроловой)

Солировала в этой песне Елена Фролова, ну а помогали ей ее друзья и коллеги. Первоначальное представление об альбоме «Улица Мандельштама» вы сегодня как бы получили, но в последующих выпусках программы «Ступень к радости» мы еще вернемся к этой чудесной пластинке с помощью тех исполнителей, кто принимал участие в ее записи. И им – уверяю вас – найдется что рассказать про эту безусловно этапную азиятскую работу. Искусствоведческие комментарии – это, конечно, штука полезная, да вот только свидетельства создателей не менее любопытны, и скоро, в следующей программе вы их обязательно услышите, когда наши замечательные авторы вернутся из стольного города Москва. Хотел я еще рассказать про новый диск Елены Фроловой «Путешествие в рай». Да, хотел. Однако не стану сейчас спешить, жизнь учит нас, что по настоящему полноценное желание в спешке не очень уж реализуется. Так что не стану спешить. Лучше мы с вами в дальнейшем послушаем этот диск, и, конечно, обязательно поговорим о нем. А теперь, в финале программы, послушайте один из наиболее сильных номеров альбома «Улица Мандельштама» - «Шерри-Бренди». Поет Александр Деревягин.

(Звучит песня «Шерри-Бренди» А. Деревягина)

Воистину, нельзя не согласиться с поэтом – «все лишь бредни, шерри-бренди, ангел мой…» Воистину это так.
Программа «Ступень к радости» подошла к концу, ее провел Бенедикт Бурых, до встречи через неделю. Пока. Но я всегда любил контрасты, и поэтому – извиняйте дядьку! теперь в самом-самом финале передачи, прозвучит заглавная песня из последнего альбома группы «Аквариум». Из альбома «Зум-Зум-Зум». Альбом это совсем скоро будет издан, и в конце апреля «Аквариум» даст в Мюзик-Холле два концерта, приуроченных к презентации этого классного, заводного и реггейного альбома. «Зум-Зум-Зум».

(Звучит песня «Зум-Зум-Зум» Б. Гребенщикова и гр. «Аквариум»)