АЗиЯ-плюс

Радиопередача "Ступень к радости"

|| Главная >

Выпуск № 60 (30.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив"). Песни А. Мирзаяна, А. Деревягина и В. Луферова

Выпуск № 59 (23.10.2005). Гости: Александр Деревягин (об альбоме А. Мирзаяна "Архив" и планах студии "АЗиЯ-плюс"). Песни А. Мирзаяна, Е. Фроловой, А. Деревягина и стихи О. Седаковой

Выпуск № 58 (16.10.2005) Гости: композитор, музыкант Юрий Касьяник

Выпуск № 57 (9.10.2005). Гости: поэт, художник, музыкант Дмитрий Стрижов (Нью-Йорк - СПб)

Выпуск № 56 (2.10.2005). Гости: Александр Деревягин

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть вторая.

Выпуск № 55 (25.09.2005). Гости: Александр Деревягин. Часть первая.

Выпуск № 54 (18.09.2005). Гости: Настя Макарова (группа "Ступени")

Выпуск № 53 (11.09.2005). Гости: Зам. директора Арт-центра "Борей" Валерий Петрукович (СПб) и писатель Андрей Сольницев (Голландия). Песни Андрея (Дюши) Романова, Анны Герасимовой (Умки), музыка Сергея Курёхина.

Выпуск № 52 (4.07.2005). К выходу нового CD "Первый круг. 15 лет спустя". Гости: Николай Якимов. Песни участников ТО "Первый круг"

Выпуск № 22 (21.11.2004). Гости: Алексей Хвостенко. Продолжение.

СТУПЕНЬ К РАДОСТИ № 22 (21.11.2004)
БЕНЕДИКТ БУРЫХ И АЛЕКСЕЙ ХВОСТЕНКО (продолжение)


ББ: Вот недавно был концерт в «ГЭЗе», где ты играл, и там была достаточно разная аудитория. Разная по возрасту. Были люди такие зрелые, твоих лет, и было очень много молодежи. Как ты считаешь, почему молодежь, которая в общем-то и не видела тебя на сцене, не считая твоих концертов в последнее время, так стала активно посещать твои выступления?
АХ: Я думаю, потому что вышли мои пластинки с роковым звучанием. Это, в первую очередь, конечно, записи с «Аукцыоном» и с «Дегенераторсами». Вот. И, конечно, они на слуху, и молодежи они нравятся. И совсем какие-то молодые люди – по двадцать лет – ко мне подходят, просят автографы.
ББ: Ну, это замечательно. Но ведь ты исполняешь на концертах, все-таки, не все свои песни, но достаточно большую их часть, но, тем не менее, песни, которые ты не поешь на концертах… или даже те, которые поешь… мне было бы сейчас интересно узнать следующее: ты очень много использовал мелодий известных песен каких-то, напевов народных, классических, какой принцип отбора? Чисто по твоим симпатиям?
АХ: Разумеется.
ББ: А вот если заглянуть в какие-то старинные времена… вот, например, песня небезызвестная «Над небом голубым»… когда она у тебя возникла? Эта версия?
АХ: Это было, наверное, в семьдесят первом году, и музыка была почерпнута из пластинки «Лютневая музыка семнадцатого века», музыка Франческо да Милано…
ББ: Можно сказать, что это такой старинный твой уже хит…
АХ: Ну да.
ББ: Сейчас бы я хотел, чтобы мы немножко отошли чуть в сторону от твоего творчества, но ты поймешь почему. Ты поймешь точно. Дело в том, что вот эта программа – «Ступень к радости» – она идет регулярно, каждую неделю, на радио «Открытый город» и, в основном, она посвящена творчеству Творческого союза «АЗиЯ». Есть у нас такой союз, в нашем городе, замечательные авторы-исполнители песен, они сочиняют песни на стихи Гумилева, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой, Иосифа Бродского… на стихи настоящих поэтов. В меньше степени есть песни на свои стихи, хотя тоже появляются. Но… почему я об этом сейчас говорю? Дело в том, что, например, на концерте, который был в «ГЭЗе» недавно, там выступал один человек – я не могу сказать кто, я не помню его имя и фамилию, это было, собственно, перед твоим непосредственно выступлением, и он вот сказал, что Алексей Хвостенко – бард. Ты себя бардом ощущал когда-нибудь? В привычном смысле этого слова?
АХ: Бард… ну, я не знаю. Нет, скорее вагантом, чем бардом.
ББ: Вот эти люди из Творческого союза «АЗиЯ»… многие считают, что они как барды. Хотя это не так, у бардов все-таки, и даже у наших известных, у российских – сейчас не будем называть их фамилии… у них музыкально, может быть, на мой взгляд, однообразно, интереснее текстовая сторона. Вот у людей из Союза «АЗиЯ» очень интересная музыка и, повторяю, стихи тоже используются хорошие, и вот сейчас прозвучит голос одного человека, с которым ты был очень давно знаком, насколько я понимаю, это Иосиф Бродский. Вы ведь были в одном кругу?
АХ: Да.
ББ: В ленинградском литературном творческом кругу.
АХ: В начале шестидесятых годов мы были очень дружны, и общались с ним практически каждый день.
ББ: И вот как раз сейчас, буквально на днях, выйдет пластинка «Песни Дома Мурузи». Это пластинка Николая Якимова и Евгении Логвиновой, их музыка, стихи Бродского. Конечно, вместе с ними альбом записывала замечательный тоже музыкант Эвелина Петрова, но ты уже уедешь в Москву, когда у них будет презентация альбома, в среду, тебя уже здесь не будет, но другое дело, что ты не очень часто, наверное, ходишь на концерты, да и не в этом пафос моего разговора, просто пластинка эта выйдет буквально на днях, альбом двойной, и в частности, в этой программе звучит голос самого Иосифа Бродского…

(звучит голос Бродского из альбома «Песни дома Мурузи»)

ББ: Насколько я понимаю, это очень знакомый тебе голос…
АХ: Разумеется, да, конечно.
ББ: И ты наверняка присутствовал неоднократно на чтениях его стихов…
АХ: Да, и более того, он очень часто приходил ко мне поутру и читал свои новые стихи мне первому, так что… этот голос мне более, чем знаком.
ББ: А заграницей вам приходилось общаться с ним?
АХ: Да. Да.
ББ: Хотя ты жил, в общем-то, во Франции больше, а он – в Штатах.
АХ: Да, в Штатах, или в Венеции.
ББ: Но контакт у вас остался?
АХ: Ну, так, эпизодически мы общались, не то, чтобы часто.
ББ: Ну да, я понимаю, что не постоянно.
АХ: Мгм.
ББ: Вот я сказал, что в пластинке «Песни дома Мурузи» все песни на стихи Бродского, и на мой взгляд, это очень необычно, ведь это не самый, мне кажется… легкий поэт для песен…
АХ: По всей видимости, да.
ББ: И, тем не менее, Николай Якимов, написавший музыку, ему удалось, на мой взгляд, сделать… ну, не то, что невозможное, но очень сложный это аспект – песни на стихи Бродского, и, кстати, весь Творческий Союз «АЗиЯ» сочиняет время от времени песни на стихи Иосифа Бродского, и вот выйдет альбом, и вот – пример того, о чем я сказал, одна из песен Николая Якимова на стихотворение Бродского, ты это стихотворение, видимо, знаешь и наверняка слышал, как его читал Иосиф.

(звучит трек «Шум ливня воскрешает по углам…»)

ББ: Вот один из номеров на стихи Иосифа Бродского, поверь мне, это на самом деле очень необычно, очень здорово, и пластинка очень интересная получилась. Но сейчас вернемся к твоим песням, вот ты сказал несколько минут назад, что молодежь стала так интересоваться твоим творчеством во многом благодаря твоему сотрудничеству с группой «Аукцыон». Это ведь все произошло, когда ты еще жил в Париже, и там ты с ними и познакомился.
АХ: Да.
ББ: То есть, здесь, когда ты еще жил в России, тогда они были совсем маленькие и твоих песен не знали. Услышали их потом.
АХ: Нет, они знали, конечно, песни, и знали, кто я такой .Когда продюсер и менеджер «Аукцоына» представил нас в Париже, они знали, кто я такой. И они обступили меня со всех сторон и стали…
ББ: Нет, я имею в виду, что когда ты жил еще здесь, и когда ты уехал, они были совсем детьми и просто не могли в тот момент знать твоих песен, конечно. А чем тебя «Аукцыон» тогда привлек, чем он так тебя зацепил?
АХ: Он привлек меня своей веселостью, жизнерадостностью, хорошим музыкальным драйвом, и мы как-то по-человечески сошлись. И еще к тому же они просто поселились у меня…
ББ: В Париже?
АХ: Да, в Париже. Несколько дней прожили, пропьянствовали мы вместе, и тогда же родилась идея делать какую-то совместную работу.
ББ: И первой из них стал «Чайник вина»?
АХ: Первой из них стал «Чайник вина».

(звучит песня «Милая моя» из альбома «Чайник вина»)

ББ: Ну, вот это была совместно исполненная тобой и группой «Аукцыон», совместно записанная песня «Милая моя». А вот относительно недавно ты ведь стал сотрудничать вместе с группой «Дегенераторс». Она, конечно, не столь мастеровитая как «Аукцыон», но как-то у вас творческий контакт произошел. Благодаря кому или чему случилось ваше содружество?
АХ: Это была инициатива издателя Андрея Тропилло, который эту группу всячески продвигает, и он так рассудил, что если она будет работать со мной, то она тоже выдвинется вперед и станет известной.
ББ: И выдвинется на ведущие позиции российского шоу-бизнеса, да? Вот альбом «Могила» вы записали, мы с тобой на эту тему как-то говорили некоторое время назад, и вот центральная песня «Могила» – песня, в общем-то, всем известная, но в другой немного версии, ты сказал мне, что ты эту песню сделал такой… сделал фонетический перевод на свой текст, того, что в ней звучало.
АХ: Ну да, так оно и есть.
ББ: То есть, разумеется, в изначальном плане там другое содержание…
АХ: Да, конечно. Возрадуйся и прочее, никакая не могила…
ББ: Но ты сделал по-своему, и вышло очень удачно. Это ведь центральная песня, заглавная, как говорится, вашего совместного альбома «Могила». А когда будет следующая пластинка, пока еще неизвестно?
АХ: Неизвестно.
ББ: Надо ждать какого-то времени… А как она будет называться?
АХ: Не знаю.
ББ: Еще тоже не знаешь... То есть, сплошные загадки пока…
АХ: Да.
ББ: Будем надеяться, что эти загадки будут решены, а пока невозможно обойтись без заглавной песни из вашего с «Дегенераторсами» совместного альбома.
(Хвост смеется).
ББ: Поехали!

(звучит песня «Могила», или всем известная «Хава Нагила» с новым русским текстом)

ББ: Скажи, пожалуйста, ты предполагал когда-нибудь, в прошлом, что ты со временем станешь рок-исполнителем?
АХ: Нет. Никогда не предполагал. И для меня это было совершеннейшим сюрпризом, когда я вдруг стал «дедушкой русского рок-н-ролла», что я вписался в рок-н-ролльную тусовку…
ББ: Но ты, тем не менее, чувствуешь себя в этой рок-н-ролльной тусовке весьма и весьма органично.
АХ: Да.
ББ: Во время концерта это чувствуется.
АХ: Нет, теперь я привык. И я с удовольствием это делаю.
ББ: То есть, это будет в какой-то мере продолжаться, хотя, насколько я понимаю, рок-н-ролл никогда не был для тебя таким главным источником вдохновения?
АХ: Нет, я всегда больше как-то на джаз ориентировался, на классическую музыку, а рок-н-ролл всегда для меня какой-то вторичной музыкой был.
ББ: Но со временем это изменилось?
АХ: Ну да, сейчас уже я как-то пересмотрел свои взгляды.
ББ: Свои старые взгляды… А скажи, любопытно узнать… ты вот много лет провел за границей, собственно, ты там и сейчас бываешь, ну и в России… И там ты, разумеется, наверное посещал неоднократно концерты самые разные, в том числе и концерты каких-то известных роковых групп, тебе приходилось, наверное, бывать… А в целом, если сравнить… все-таки, считается наш российский рок идет сзади чуть-чуть общемирового, западного, это ведь и сейчас есть. Так будет и дальше? Как ты считаешь?
АХ: Очевидно, да. Но, скорее всего, это идет в плане шоу-бизнеса, а не самой музыки как таковой, потому что музыканты есть прекрасные в России, и музыку делают отличную, а что касается представлений самих и шоу-представлений, то, конечно, это еще далеко до Запада.
ББ: И, видимо, эта дистанция будет какое-то время еще держаться?
АХ: Очевидно, да.
ББ: К сожалению, но факт. Ну что ж, приходится считаться с тем, что есть, но теперь ты – мы уже об этом говорили немножко – живешь как бы уже не только в Париже, но и в Москве, и вот и в Питере, и как я понимаю, основным таким местом твоего теперешнего проживания является все-таки город Москва.
АХ: По большей части – да
ББ: Там тоже проходят концерты, и там твои выставки.
АХ: Да.
ББ: То есть, ты получил возможность, наконец, перемещаться свободно.
АХ: Ну хотя Питер мне, конечно, ближе. И симпатичнее во всем статьям. Потому что это все-таки мой родной город, все свое детство прожил и юные годы.
ББ: Ну, к счастью, ты все-таки в Питере бываешь теперь достаточно часто, и вот сейчас ты уедешь опять назад, в Москву, потом, наверное, в Париж, но хочется верить и надеяться, что не очень долго придется ждать твоего очередного визита в город Санкт-Петербург.
АХ: Я так тоже думаю.
ББ: Наверное, он совпадет, наверняка совпадет он с тем днем, когда будет издана твоя вторая пластинка с группой «Дегенераторс».
АХ: Не исключено, что да.
ББ: Будем на это надеяться!

(звучит песня «Игра на флейте»)

ББ: Ну, сейчас, в конце программы, прозвучала одна из классических песен Алексея Хвостенко, которую ты исполнял раньше, и исполняешь и теперь, и вот это было совсем недавно, на концерте в «ГЭЗе», в таком, скажем, роково-«дегенераторском» варианте.
АХ: Да.
ББ: То есть, это такая классика нетленная для тебя.
АХ: Ну да, получается.
ББ: Ну что ж, Алексей, спасибо тебе огромное, наша программа уже подошла к концу, программа «Ступень к радости» уже закончилась на сегодня. Спасибо, до свиданья, и я искренне надеюсь, что нам не придется долго ждать твоего очередного появления в Питере, поздравляю тебя еще раз с днем рожденья, желаю тебе здоровья, дальнейшего творчества, скульптурного, живописного, литературного, песенного. Спасибо, до свиданья.
АХ: Спасибо, дорогой, я надеюсь появиться на твоем радио еще раз. В ближайшем будущем.
ББ: Спасибо: А программу «Ступень к радости» провел Бенедикт Бурых. До свиданья, до встречи через неделю, пока.