АЗиЯ-плюс

Из прессы

|| Главная | Из прессы >

"Ускользающая песня города". Отрывок из статьи Марианны Николиной (журнал "Женский Петербург", апрель 2007 г.)

Татьяна Алёшина (журнал "Театральный Петербург", №3, 2006, беседа Марины Бариновой)

Манана Менабде «У каждого свой сад…» Наталья Савельева, журнал "Люди и песни" №3, 2005 г.

"Отношение к слову" Ю. Неменова, "Буквоед-ревю", май 2005

День памяти Николая Гумилёва. КТО ТАКИЕ АЗИЯТЫ. "Аргументы и факты", 19.08.04

Басин М. Охотник и поэт // Вести (Израиль) 09.09.1999

"Дивы Евразии". Дружественный фестиваль этнической культуры". П. Знаменый, "Литературная газета" №10 (17-23 марта 2004 г.)

"Полёт в песню. Полёт песни" Кутьёва Л.В. Электронный журнал "Образование: исследовано в мире". 15.07.03

"Манана Менабде: Очень важно иметь свой голос" Анатолий Гуницкий, газета "Вечерний Петербург", 21 февраля 2001 г.

"Николай Якимов. Z (зет). Ахвеллоу. АЗиЯ-плюс", GEORGE, «Этажерка», приложение к газете «Вечерний Петербург», 2002

"Полёт в песню. Полёт песни" Кутьёва Л.В. Электронный журнал "Образование: исследовано в мире". 15.07.03

* * *
Я - как лист, что по полю гонит ветер окрестный...
Примас, поэт-вагант.

Бардовская (или авторская) песня - интереснейшее явление: музыкальное, литературное, театральное. В нашей стране родилась в середине пятидесятых годов 20 столетия. В полный голос зазвучала в "оттепель" шестидесятых в исполнении Б. Окуджавы, А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Е. Клячкина, Ю. Кукина, Н. Матвеевой, А. Городницкого. Живёт и по сей день, бережно храня прежние и приобретая новые черты.
"Бард" - слово древнее. Оно произносилось ещё кельтами, которые некогда селились на территории Ирландии и Шотландии.
Кельтские барды - бродячие или придворные певцы-сказители. Аккомпанировали себе на "кроте" - трёх - или шестиструнном смычковом инструменте. Дарили слушателям героические баллады, боевые, сатирические, религиозные, лирические произведения. Поклонялись миру и любви, истине и добру. Были почитаемы и простым народом, и вождями. Сочинительство превращали в священный обряд... Бард, запершись в своём доме, лежал неподвижно, с закрытыми глазами и камнем на животе, дабы отрешиться от суеты. Только тогда приходило вдохновение и рождались Слово и Музыка. Бард-автор, музыкант и певец в едином лице. Это единство сберегли трубадуры, менестрели, миннезингеры, ваганты. Трубадуры (от фр. art de trobas - "искусство сочинять")-странствующие рыцари, появившиеся в середине 12 столетия во французской провинции Прованс. Им принадлежат лирические "песни утренней зари" об идеальной любви к Прекрасной Даме, эпические - о доблестных деяниях воинов, "пасторели" - о сельской жизни.
Труверы (от фр. trouver - "находить", "придумывать") - выходцы из бедного рыцарства, позже - простолюдины. Их поэзия, расцвет которой пришёлся на вторую половину 13 века, близка к фольклору.
Менестрели (от лат. ministerialis - "состоящий на службе") - музыканты и стихотворцы, служащие у рыцаря. Восхваляли своего господина или исполняли его сочинения. В 14-18 веках менестрелями стали называть музыкантов, выступающих в деревнях, в сёлах, на ярмарках.
Ваганты (от лат. vagauntes -"бродячие") - бывшие священники, монахи, школяры. Об этих поющих скитальцах Европа узнала в 12-13 веках. Застольные, студенческие (в том числе "Гаудеамус"), сатирические и любовные творения вагантов писались на латыни.
Творчество бардов - мир путешествий, странствий, скитаний. Мир старинный, сложный, изменчивый, развивающийся. Мир со своими открытиями.
Об открытии - песне сегодняшний разговор с Еленой Фроловой - певицей, музыкантом, композитором, поэтом.

* * *


Как с гитарой ни боролись,
Распалялся струнный звон...
Б. Окуджава.

- Лена, Вас по праву можно считать одним из создателей современной камерной песни. Она является разновидностью бардовской или существовала "несовременная" камерная песня?
- Конечно, существовала, хотя так не называлась. Но вот появилась необходимость определить и обозначить то состояние в песне (это касается и её внутреннего "наполнения", и атмосферы вокруг), которое давало бы возможность людям со сходным мироощущением встретиться друг с другом. В стародавние времена, когда людские поселения были не такими огромными, бродячего музыканта, поэта всегда узнавали, ему радовались: ведь он не только пел, но и нёс информацию о происходящем вокруг, в мире. Сейчас трудно не затеряться, не утонуть в большом котле человеческой жизни. Нужно стараться что-то делать, чтобы тебя услышали и
приняли. На мой взгляд, сегодня понятия "бард", "авторская песня" воспринимаются очень по-разному: кому-то говорят слишком много, кому-то ни о чём не говорят. В любом случае, их нужно разъяснять, расшифровывать. А современная камерная песня, исполнение которой для меня и моих друзей стало профессией, звучит не совсем привычно даже для знатоков и любителей творчества бардов. Но, являясь профессионалами, мы всё-таки хотим остаться в кругу человеческих взаимоотношений и ценностей, подаренных именно бардами. Находясь между авторской песней, где в целом нас не устраивает профессиональный уровень исполнителей, и эстрадой, мы "придумали" свое песенное пространство, которое по атмосфере ближе всего к концертам академической музыки.
Наверное, когда-то именно так - внимательно, самозабвенно - вслушивались люди в голос древнего певца, менестреля, трубадура. И ничего придумывать не надо: только вспомнить... напомнить.

- О Вашей песне по-разному говорили и писали в различных интервью и статьях: "устный" жанр, не воспроизводимый аналоговым способом; песня завтрашнего дня, обращённая к Душе слушателя; элитарная, потому что адресует к "вершинной поэзии". Что ещё Вы могли бы добавить?
- Что главное не жанр, а люди: Коля Якимов, Саша Деревягин, Таня Алёшина. Наш союз - Земля обетованная, на которой хорошо дышится, живётся, поётся и где ощущается гармония с миром.

- А какова роль Елены Антоновны Камбуровой в развитии современной камерной песни? Может быть, истоки - в её театре?
– Та же самая история: есть земля, называемая "Елена Камбурова", куда все плывут. И я услышала имя, взяла курс на голос - это был мой путь. Дело не в жанре: песня - способ дышать.

* * *
Святая наука - расслышать друг друга
Сквозь ветер, на все времена...
Б. Окуджава

"Не всякому дано счастливое сочетание вокала, ума и таланта. Этим обладает Елена Камбурова", - так оценил при жизни Б. Окуджава одну из первых исполнительниц его сочинений. По признанию Лены Фроловой, встреча в 1988 году с Камбуровой стала поворотом в собственной судьбе, определила дальнейший путь - творческий, может быть, жизненный.
Е. Фролова вспоминает:
- Я встретила человека ни на кого не похожего: со своим голосом, со своими взглядами на мир. Елена Камбурова -совершенно отдельная страна с собственными понятиями, законами. Она не вписывается ни в какие стереотипы и рамки: филармонические, эстрадные, бардовские. Эта встреча принесла мне успокоение. У меня к тому времени уже появились собственные песни, я знала, что такое сцена, любила поэзию. Поняла, что мой путь определён и можно продолжать быть самой собою...

Когда у человека есть созданная им страна, о нём пишут в энциклопедиях. Первое выступление Елены Антоновны Камбуровой состоялось в 1966 г.: пела Новеллу Матвееву и Булата Окуджаву. Вместе с композитором В. Дашкевичем создала музыкальные интерпретации на стихи А. Ахматовой, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, М. Цветаевой. Обращение в застойные 70-80-е годы к поэзии Серебряного века требовало профессиональной смелости и гражданского мужества: Камбурова сквозь "железный занавес" советской политической парадигмы пронесла подлинную отечественную культуру.
Сегодня Е. А. Камбурова -художественный руководитель Театра Музыки и Поэзии. Здесь ставят спектакли, играют джаз. Здесь звучат шансон и бардовское пение, то есть, как говорит Елена Антоновна, -"стихи, окрылённые музыкой".
Свою Землю обетованную, где дни отсчитываются "по календарю вечности", Елена Камбурова назвала "убежищем для человеческой Души". Корни нового - там.