АЗиЯ-плюс

Персоналии

|| Главная | Персоналии >

"АЗиЯ" Творческий союз

Александр Деревягин

Алексей Захаренков

Андрей Анпилов

Вера Евушкина

Виктор Луферов

Виктор Соснора

Владимир Бережков

Евгения Логвинова

Елена Казанцева

Елена Фролова

Манана Менабде

Маруся Митяева

Николай Якимов

Ольга Седакова

Татьяна Алёшина

Юрий Цендровский

Елена Фролова. Разговор с Верой Евушкиной

Случилось так, что прежде, чем мы встретились с Верой Евушкиной, я услышала ее песни на кассете, где стихийным образом были записаны не только они, но и лекция о рок опере "Иисус Христос - суперзвезда" и несколько песен Галича. Этот довольно странный подбор все же не создал для меня проблемы выбора - я обратила внимание только на Верины песни.
Что-то между голосом и дыханием, мелодия, как бы подхватывая слово, уносит его в ту область, где холодные и горячие потоки воздуха (я бы сказала - сердца) дарят покой и грацию полета. И это мелодическое пространство, создаваемое тихим голосом и тихой гитарой, наполняется чистой сердечной интонацией. Вообще, по части интонации в песенном жанре Вера - мастер. Ибо одно дело - найти точную музыкальную трактовку стихотворения, зафиксировать ее, а другое - наполнить жизнью, сделать живым звучащее слово. У Веры это получается, как ни у кого. И это не является достижением актерского мастерства - но достижением ее собственного сердца, реагирующего на малейшую вибрацию добра и зла в этом мире.

Вторым открытием после голоса для меня была дверь квартиры, куда я позвонила, ожидая увидеть на пороге ту Веру Евушкину, которую можно себе представить, слушая ее песни и даже звучание самой фамилии. И каково же было мое удивление, когда я увидела настоящую Веру, совсем не похожую на ту, в моем представлении. Вместо хрупкой, щебечущей, робкой женщины я увидела человека с красивыми, большими, как крылья, руками в приветственном жесте, со светлым, теплым взором навстречу: "Здравствуйте! Проходите!" Дальше началась жизнь и разговор, который открыл мне непростой, но удивительно светлый мир поющей души. Наверное, в жизни каждого существуют люди, в ауре которых происходят необыкновенные вещи: откровения, озарения, встречи с единомышленниками.
В моей жизни было два таких человека: это певица Елена Камбурова (именно она нас с Верой и познакомила) и поэт Марина Цветаева. Поэзия ее настолько жива и сильна, что делает всех любящих ее стихи как бы родственниками. Именно любовь к ней и случившиеся по этому поводу песни на ее стихи у меня и у Веры объединили нас в совместное концертное действие, побудившее к дальнейшему сотрудничеству под общим именем: творческий дуэт "Верлен".

В начале 1989 года нас пригласила работать от своего Театра музыки и поэзии Елена Камбурова. Так мы и работали под флагом нового театра, до сих пор не имеющего своего помещения, разъезжая по городам и весям с несколькими программами- композициями на стихи поэтов начала века и современности.
Понятие "свободный художник" сегодня стало обыденно-расхожим: раз этим зарабатываешь на хлеб - свободный. Но мне кажется, что совсем в другом заключается смысл данного понятия. Быть свободным от всеобщей стереотипности, стихийности, моды, а стало быть, популярности - быть свободным в том, чтобы оставаться верным самому себе и своему пути в любых обстоятельствах жизни.
То, что Вера действительно "свободный художник", я думаю, у вас не вызовет никаких сомнений. Ее слова, по-моему, звучат достаточно убедительно.

Вера Евушкина:
- Гармония для меня - это состояние души, когда ты не говоришь: ах, я счастлива или ах, я несчастна! - но когда ты говоришь: я в самом себе, как у себя дома! Дом - это внутреннее понятие для меня.
Так же и в отношениях с людьми. Если я, находясь рядом с человеком, чувствую себя как у себя дома, происходит то, ради чего люди, видимо, и встречаются. Но это бывает очень редко. Но когда бывает - все живет и вибрирует "на плюс", и вдруг начинаешь видеть солнце, деревья, траву, улавливать в тишине то, что неуловимо в гуле и суете...

- Тогда появляются твои песни?
- Песня для меня - это способ самопознания. Быть может, для кого-то, плюс к самопознанию, это еще и способ заработать деньги и самоутвердиться. Ну что делать?!. Я не обвиняю никого, ведь именно этого требует от нас нынешнее время.
Но я почему-то сопротивляюсь тому образу жизни, который нам навязывается. Я все время нахожусь в оппозиции и поэтому я, наверное, конфликтный человек. Не потому, что конфликтна, а потому что не умею жить иначе.
Я вообще - человек идеи. Как у Достоевского. Мне кажется, что Достоевский разгадал душу русского человека, не национал- шовиниста, а просто человека, своей какой-то внутренней идеи. Это, действительно, национальная черта русского характера.

- А твоя идея в чем выражается? Куда тебя ведет Путь твой?
- Куда ведет рука ведущего...
- Чья рука?
- Об этом невозможно говорить, это можно только чувствовать. А куда уж нас всех ведет?!
Вот в церкви все определено: или Рай - или Ад. Я человек православный на свой лад. Но мне кажется, это немножко неверно, ведь не случайно сказано в Библии: последние станут первыми...
А куда я иду? Ты даже старца в Оптиной Пустоши спроси, и он тебе не ответит. Я иду туда, куда голос меня ведет. А будущее - всегда тайна. И человек - тайна, если он знает об этом, а не превращает себя в пустую функцию.

- А песня для тебя тоже идея?
- Нет. Мои песни работают только на меня. Потому что я не хочу проповедовать, а только изменять как-то себя... Я чувствую, что мои песни - не гениальны, но они говорят о другом мире, может быть, о другом, представлении... Это некий такой узенький коридорчик для восприятия, который еще нужно разглядеть и расслышать. И поэтому не по- падают они в это время ни по ритму, ни по голосу. Но данное время - несовершенно. Я чувствую это трезво. Поэтому я никогда не буду никем, кроме себя: популярной - не популярной...
Популярность сегодня - это деньги. Но их нет не только у меня, но и у Александра Радковского, которого я считаю действительно гениальным поэтом.

- Ведь ты сама выбрала образ жизни так называемого "свободного художника"?
- Да, работать лишь бы где я не хочу. Могу работать только среди единомышленников, и в этом моя проблема.
Свобода художника, вольно-невольно, заставляет быть в противоречии с окружающей системой. Даже с ортодоксальной церковью, которая говорит, что все художники против Бога, потому что возвеличили себя в творчестве своем выше Творца. И здесь я не могу согласиться! Истинный художник - Бах, Моцарт - творцы Славы Его, хотя и сами являются великими земными творцами. Но он подобен Ему и в главном - Творении. Только Бог может объять Вселенную, а мы окружены лишь своей средой.
Я могла бы обойтись без песен - настолько я не честолюбивый человек в этом плане, но это единственный способ существования для меня на сегодняшний день. Мой допинг. Каждое утро что-то искать, записывать на диктофон. Очень многое уходит как мусор, а то, что остается и поется - почти всегда чистая случайность.
Но превращать свое творчество в Золотого Тельца, в карьеру, "в след в истории" - ерунда все это. Просто ты - есть ты, и больше никто тебя не заменит. Ты есть та первозданность, тот кирпичик Вселенной... Для меня человек ценен тем, что он существует. Другое дело, что я не могу существовать со всеми "первозданностями", ибо многие превратились для меня просто в функцию. Ведь есть еще, помимо горизонтального общения, в котором существует основная масса человечества, - и верхняя планка, мостик, где существует что- то такое, что надо увидеть и услышать. А чаще всего мы и общаемся друг с другом поверхностно, функционально, потому что пытаемся заполнить себя всем человечеством, объять необъятное, а это просто невозможно, да и не надо этого делать.
Да, нас провоцируют: в политику, бизнес, торговлю, коммерцию. А вот как бы не под- даться этой провокации - это самая большая мудрость.
Ведь я сама сегодня не имею в Москве, где живу, тех друзей, с которыми могла бы взяться за руки и идти вот так вот. Потому что всех бросили в выживание. Люди боятся быть свободными, потому что спровоцированы сегодняшней ситуацией.
А песня, что песня... Господи, такая мировая культура оставлена. Дай Бог нам еще что-то познать оттуда. А мы все ждем каких-то дивидендов: написали песню и считаем, что гениальны. Да ничего подобного - не мы написали песню.
Но средства. материальные у нас нынче ценятся выше, чем духовные. Огромная часть нашей русской культуры творилась либо людьми, незамеченными при их жизни, либо вовсе анонимно. И то, и другое, чаще всего - лишь несправедливость окружающей среды по отношению к своему художнику.

Широкая известность в данном случае, действительно, ни к чему, но та избранная аудитория, к которой обращается художник, должна знать о своем избранном. Быть может, сейчас кто-нибудь, узнав таким образом о существовании Веры Евушкиной, ее чаяний и стремлений в этом мире, захочет познакомиться с ее песнями, побывать на ее концерте. И у него будет такая возможность, и очень скоро. Все в том же зале на ул. Горького, 69.

Елена Фролова

Вера Евушкина