АЗиЯ-плюс

Персоналии

|| Главная | Персоналии >

"АЗиЯ" Творческий союз

Александр Деревягин

Алексей Захаренков

Андрей Анпилов

Вера Евушкина

Виктор Луферов

Виктор Соснора

Владимир Бережков

Евгения Логвинова

Елена Казанцева

Елена Фролова

Манана Менабде

Маруся Митяева

Николай Якимов

Ольга Седакова

Татьяна Алёшина

Юрий Цендровский

СТУПЕНЬ К РАДОСТИ № 18 (24.10.2004). Расшифровка радиопередачи ССИ "АЗиЯ-плюс". Автор и ведущий Бенедикт Бурых. Радио "Открытый город", СПб, 684 АМ.

СТУПЕНЬ К РАДОСТИ № 18 (24.10.2004)
БЕНЕДИКТ БУРЫХ И АЛЕКСАНДР ДЕРЕВЯГИН

АВТОР (Бенедикт Бурых): Добрый день! В эфире – программа «Ступень к радости», у микрофона – Бенедикт Бурых. В сегодняшней передаче вы услышите песни из альбома «Трава да камни…», это первый диск Александра Деревягина, изданный совсем-совсем недавно. Наконец-то изданный. И Александр Деревягин сегодня, сейчас находится в нашей студии.
Александр, добрый день…
Александр Деревягин: День добрый, Бенедикт.
ББ: Александр, вышел наконец твой альбом. Я понимаю, что он мог появиться и раньше, но в силу ряда причин он все как-то не издавался или ты очень долго его готовил.
АД: Я долго вредничал, – не то, чтобы долго готовил. Искал какой-то саунд, искал состав какой-то оптимальный. Что-то мне не нравилось. Я стирал что-то – из того, что записывал. Материала было записано гораздо больше, чем на альбом, раза в два, наверное, а я все сводил и потом уже компоновал альбом. Ну и собственная какая-то инертность, видимо, не последнюю роль сыграла в том, что этот альбом выходил долго.
ББ: То есть, ты оказался очень придирчив к собственному творчеству.
АД: Ну, можно называть это словом «придирчив», можно. Можно называть это словом «ленив». Можно называть еще каким-нибудь другим словом, наверное, в зависимости от отношения ко мне можно подбирать разные глаголы.
ББ: Ну, в конце концов, это сейчас не столь важно, потому что альбом уже реально издан, реально он существует, его можно взять в руки, поставить на свой проигрыватель, так что я тебя поздравляю с изданием этого многострадального альбома.
АД: Спасибо, Бенедикт, спасибо.
ББ: Я думаю, что сегодняшнюю программу мы построим следующим образом: у меня к тебе будет немало вопросов, и я постараюсь их тебе задать, надеюсь, ты на них тоже ответишь…
АД: Я буду стараться.
ББ: Да, будем взаимно стараться. А песни будут звучать… я не хочу, честно тебе скажу, перед каждой песней объявлять: песня такая-то, стихи такого-то поэта, музыка Александра Деревягина – мы без этого с тобой обойдемся, просто по ходу нашей беседы будет звучать песни… ну, не все песни из альбома, но хотя бы какая-то их часть…
АД: Замечательно.
ББ: В общем, у меня план такой. Начнем мы прямо сейчас слушать эту пластинку, но перед этим я хочу сказать… ведь ты приходил сюда, на радио «Открытый город», два раза.
АД: Да.
ББ: Было такое дело, и еще эта твоя пластинка была не готова, она была еще не издана, и мы крутили песни из этой пластинки, и другие, ну а сегодня как бы такое уже завершение данного этапа на сегодняшнее время.
АД: Замечательно, замечательно.

(звучит песня «Люблю» («Я с тихой мельницей дружу…»))

ББ: Скажи, пожалуйста, вот эта пластинка твоя, это – современная камерная песня, но… ведь при записи этого альбома тебе явно кто-то помогал? Это можно услышать, когда звучит альбом.
АД: Да, это помогал Сережа Багин. Мы с ним знакомы еще с тех времен, когда я жил в Челябинске…
ББ: Он тоже из Челябинска?
АД: Он тоже из Челябинска, мы с ним работали в театре «Манекен», сейчас он живёт в Москве. Он – музыкант, гитарист, аранжировщик, он играет такую сложную музыку типа Кинг Кримсон. От наших дел он, в общем-то, музыкально довольно далек, но вот мы с ним по-человечески очень дружны, и одно время у меня была группа «Camera» в Челябинске, и это вот осколок той группы, и я надеюсь, что мы с ним еще поиграем.
ББ: И ведь во время записи альбома он не только подыгрывал тебе сам на гитаре, использовались еще, насколько я могу судить, различные электронные эффекты…
АД: Ну, там в чистом виде электронных-то эффектов-то и не было, то есть… был процессор, сэмплер…
ББ: Сэмплер ведь это тоже не просто так…
АД: Не просто так, но и гитара не просто так, все не просто так, и у нас не было задачи делать какие-то аранжировки, я создавал некое нойзовое пространство, задача была вот такая.
ББ: Нойз. Может быть не все из тех, кто слушают нашу программу, понимают, что есть такое «нойз»?
АД: Нойз – это шум. В переводе с английского языка – шум, и вот, всякие шумовые подкладки. Но вот в этом альбоме нет ни единого бытового шума, все организовано с помощью музыкальных инструментов тех или иных, там есть даже арабская лютня.
Но она тоже там не играет никаких партий, она просто делает что-то не очень вразумительное и нам это очень нравилось.
ББ: В общем, как бы там ни было, но при записи этого альбома получилось так, что современная камерная песня Александра Деревягина приобрела электронно-нойзовый оттенок.
AД: Ты знаешь, я боюсь этих слов – современная камерная песня, что-то там такое еще… Я – труслив по природе по своей…
ББ: Я просто пересказываю то, чем обозначает свою деятельность «АЗиЯ».
AД: Ну да. Хорошо, ладно, я постараюсь не бояться этих слов.
ББ: Ну как бы там ни было, все это обогатилось электронникой и нойзом.

(звучит песня «Жираф»)

ББ: Саша, вот перед тем, как эта песня прозвучала, ты сказал, что в далекие, в юные времена свои ты играл в Челябинске в некой рок-группе. Было дело?
AД: Ну, мы это не называли словом рок. Это было при театре «Манекен», музыкальная студия «Камера», и я организовывал концерты, в том числе и рок-музыки, какого-то авангарда, там, например, группа НХА выступала, Гайваронский с Волковым выступали…
ББ: Приезжали к вам…
AД: Да, приезжали к нам. У нас там и поэты, и барды были, и рокеры – кого только не было. Раз в неделю была программа музыкальная у меня, а поскольку музыканты тусовались вокруг всего этого дела, то мы, разумеется, с кем-то по человечески сходились и что-то пробовали делать вместе. Был саксофонист такой замечательный Олег Ширман, гитарист Сережа Багин, клавишник Миша Соболев, и другие еще музыканты подключались, и что-то там пытались там сделать, что-то делали, что-то получалось, что-то не очень…
ББ: А вот Николай Якимов… Он ведь тоже тогда жил в Челябинске, и него была группа «Другая жизнь»…
AД: У Коли-то? У Коли это тоже было на базе театра, на базе челябинского Театра кукол. Он тогда там работал завмузом. Я –в «Манекене», а Коля в Театре кукол. Надо сказать, что театр этот был одно время основной площадкой челябинского рок-клуба. Может быть, ты помнишь, Юру Козаченко…
ББ: Немного помню. Хотя по фамилии… впрочем, может быть, если бы я его встретил, то даже наверняка бы узнал, но это давно было. В Челябинске я был в весьма далекие, как я говорю, в дореволюционные времена…
AД: Еще при царе.
ББ: При царе, абсолютно при царе. Но вернемся к твоему альбому. Я почему, собственно, начал этот разговор про то, что ты делал в Челябинске, и была ли у тебя группа, потому что на мой взгляд, – субъективный, конечно, у меня взгляд, но все-таки – все-таки, мне так кажется, что вот твой альбом «Трава да камни…» совершенно смело можно отнести, причислить, приписать – как угодно можно сказать – к акустическому року.
АД: Не буду сопротивляться, мне это где-то даже льстит… ради бога. Вот сейчас у нас 27 –го октября будет концерт в Интерьерном театре, я там буду пробовать тоже выступать не только в качестве барда, не только под гитару петь: будет флейтистка Лена Белкина, она играет в группе «Ступени», будет, видимо, перкуссионист Леша Петров, но это все равно будет в таком сейшеновом порядке, потому что толком репетиций у нас, в общем-то, и не было.
ББ: Все равно, так или иначе, это обретет такой групповой саунд.
АД: По крайней мере мне этого почему-то хочется. Не знаю, седина в бороду, бес в ребро, наверное.

(звучит песня «Одиссей Телемаку»)

ББ: Вы слушаете программу «Ступень к радости», у микрофона Бенедикт Бурых, и мы продолжаем знакомство с альбомом Александра Деревягина «Трава да камни…», и я продолжаю беседу с Александром, который сейчас находится в нашей студии.
Александр, вот в этой песне «Одисеей Телемаку» прозвучали слова «трава да камни», которые фактически дали название альбому.
АД: Да, это стихотворение Иосифа Бродского «Одиссей Телемаку», и название альбома в общем-то выдернуто из этого стихотворения.
ББ: Получается, что это заглавная песня, хотя заглавными обычно считаются те, название которых выносится на обложку – но по сути дела, эта песня заглавная, хотя и очень такая нойзовая песня, пожалуй, наиболее даже нойзовая из всех.
АД: Да, дело в том, что когда мы в свое время в Челябинске играли в группой «Камера», она у нас была, эта песня, раза в два, наверное, еще длиннее, а музыкальное пространство было гораздо шире, чем то, которое я использовал на диске. Но у нас там работал не только звук, но и свет, и вот в аудио-варианте я просто побоялся злоупотребить этим делом. И слегка подсократил, хотя она для песни довольно длинная и так-то получилась, тем не менее, она здесь слегка подсокращена.
ББ: Ну это как раз тот самый случай, когда ее продолжительность отнюдь не делает ее скучной или неинтересной. А вот я хочу у тебя спросить – будет скоро презентация этой пластинки у нас в Питере, это будет 27 числа в Интерьерном театре…
АД: Да
ББ: А ведь уже была презентация в Москве. Вот расскажи, пожалуйста, вообще не только про свой концерт, ведь Творческий Союз «АЗиЯ» дал серию концертов в столице, и в том числе, была презентация твоей пластинки в Москве. Вот об этом обо всем, пожалуйста, расскажи.
АД: Да, у нас недавно был такой московский тур, вчетвером мы ездили: Якимов, я, Татьяна Алешина, и москвичка Елена Фролова тоже принимала в этом участие. И у нас было три концерта – первый концерт, назывался он «Серебряный век», по стихам поэтов Серебряного века, это был концерт в Доме Журналистов на Никитском бульваре, второй концерт был как раз презентацией моего альбома в театре Камбуровой, и третий был у нас такой пробный вечер в Литинституте. Там есть такой маленький зальчик, знакомство с союзом «АЗиЯ» – так мы этот концерт называли. Получилось три разных вечера. С «Серебряным веком» все понятно, там мы просто пели… каждый себе выбрал поэта… Якимов пел Гумилева, Лена пела Цветаеву, я пел Мандельштама, Таня Алешина пела Ахматову. А с презентацией у Камбуровой… я там работал с музыкантами Леной Белкиной, с Сережей Багиным, с сэмплами был Коля Якимов – такое вот у нас было отделение, ну а второе отделение – как и принято на презентациях, меня, любимого, поздравляли, дарили подарки, говорили приятные слова…
ББ: Все как положено.
АД: Все как положено.
ББ: А что будет здесь, в Питере, 27-го числа в Интерьерном театре?
АД: В Питере мы решили немножко отойти от славной традиции презентации, потому что меня уже поздравляли достаточно, и это будет, собственно, мой сольный концерт, с участием музыкантов, я уже об этом говорил, будет точно Лена Белкина, видимо, будет Леша Петров, видимо, будет Ярослав Деревягин – я представлю городу Питеру еще одного музыканта…
ББ: А этот музыкант, Ярослав, на чем он играет?
АД: На гитаре. И еще играет на сэмплерах… а на гитаре он играет лучше меня, это точно.
ББ: В клане Деревягиных подрастает еще одна музыкальная фигура?
АД: Будем надеяться…
ББ: Да, будем надеяться. А сейчас продолжим знакомство с пластинкой «Трава да камни…».

(звучит песня «Париж. 1930 г.»)

ББ: Саша, вот еще у меня к тебе серия вопросов. Вопрос первый, может быть, немножко формальный, но все-таки нашим радиослушателям будет любопытно узнать, на чьи стихи ты сочинял музыку, на чьи стихи написаны тобой все эти песни?
АД: В альбоме стихи Иосифа Бродского, Осипа Мандельштама, Георгия Иванова, Владимира Набокова, Игоря Салчака и Леонида Губанова.
ББ: Ну и одна песня на твои стихи.
АД: Да, я уже давно этим делом не грешу, лет двадцать как не грешу, вот одна из стареньких… когда мне было 19 лет я написал посвящение сыну, которого тогда еще и не было.
ББ: То есть, ты так предвидел ситуацию?
АД: Не то, что бы предвидел. Хотел, наверное, скорей, чем предвидел. Я еще тогда даже с мамой его не был знаком…
ББ: Это очень оригинально. Вопрос следующий: ты можешь рассказать о своих впечатлениях о современной музыке? Я не имею ввиду камерную песню… какие альбомы, какие концерты? Что тебе за последнее время было наиболее интересно? На что ты обратил свое внимание?
АД: Я, увы, очень мало хожу по концертам, а то, что слушаю… Сейчас я слушаю Стива Тибетса, Стефана Микуса, что еще… Ну, Тома Вэйтса я как слушал, так и слушаю. Увы, увы, очень мало получается ходить на концерты.
ББ: Я понимаю, очень тяжело объять необъятное, музыки вокруг нас очень много, и если еще в былые времена издавалось пластинок меньше, а теперь буквально с каждым днем, с каждым месяцем их количество нарастает до чудовищных размеров…
АД: Конечно! Просто когда я работал в театре завмузом, я просто по долгу службы был обязан слушать много музыки, а сейчас я больше сижу за пультом звукорежиссерским, и увы, не всегда хватает времени…
ББ: Звукорежиссура – это ведь такая вторая твоя творческая профессия…
АД: Ну, в общем-то, профессия первая…
ББ: То есть, ты занимаешься звукорежиссурой не только на концертах, но и при сведении пластинок союза «АЗиЯ»…
АД: Да, это большая тайна, но это так.
ББ: Ну, это тайну мы раскрыли, ничего, наверное, страшного в этом нет. А теперь – мы прослушаем еще одну песню из твоего альбома, но это вот песня на твои собственные стихи, которую, как ты сказал, ты написал в преддверии появления сына…
АД: За три года
ББ: За три года. Мы ее сейчас послушаем, но я бы хотел, может быть, чтобы ты что-то сказал по поводу твоих творческих планов, когда может появиться твой следующий альбом, ведь у тебя есть еще немало песен… например, ты когда приходил сюда летом, в программе звучали песни, которые в этот альбом не вошли. Расскажи об этом, будь любезен…
АД: Сейчас мы с Колей Якимовым записываем совместный альбом двойной по стихам Игоря Салчака. Практически уже все записано, Коле осталось там две-три песни записать, и я думаю, что ближайший альбом, который с моим участием выйдет – это салчаковский. И вчетвером мы записали альбом по стихам Осипа Мандельштама, там Лене Фроловой нужно дописать… вот в Москве она будет в ближайшее время дописывать несколько песен.
ББ: А сольник твой неизвестно когда появится?
АД: Сольник пока мы не планировали, очень много у нас и так внутри нашей «АЗиИ» работы…
ББ: Это хорошо, что много, и все-таки, будем надеяться, что не придется очень долго ждать твоей новой сольной пластинки, а сейчас, уже в завершении нашей программы, песня «Сыну».

(звучит песня «Сыну»)

ББ: Ну что ж, наша программа уже подошла к концу, напомню, что гостем передачи «Ступень к радости» был Александр Деревягин. Спасибо,Саша.
АД: Спасибо.
ББ: Желаю тебе удачного выступления 27 октября в Интерьерном театре, и пускай у тебя все-таки появляются как можно больше и чаще новые песни и новые альбомы. А программу провел Бенедикт Бурых, до свиданья, до встречи через неделю. Пока.

Александр Деревягин