АЗиЯ-плюс

Персоналии

|| Главная | Персоналии >

"АЗиЯ" Творческий союз

Александр Деревягин

Алексей Захаренков

Андрей Анпилов

Вера Евушкина

Виктор Луферов

Виктор Соснора

Владимир Бережков

Евгения Логвинова

Елена Казанцева

Елена Фролова

Манана Менабде

Маруся Митяева

Николай Якимов

Ольга Седакова

Татьяна Алёшина

Юрий Цендровский

РАДИОПРОГРАММА "СТУПЕНЬ К РАДОСТИ" №8 (15.08.2004). БЕНЕДИКТ БУРЫХ И АЛЕКСАНДР ДЕРЕВЯГИН

СТУПЕНЬ К РАДОСТИ №8. 15.08.2004
БЕНЕДИКТ БУРЫХ И АЛЕКСАНДР ДЕРЕВЯГИН

Бенедикт Бурых: Добрый день! В эфире программа «Ступень к Радости», у микрофона – Бенедикт Бурых. Сегодня, как и неделю назад, в этой программе примет участие Александр Деревягин. Саша, я хочу, чтобы сегодня наши радиослушатели, продолжили знакомство с твоими песнями, но еще у меня есть вот такое условие: прозвучит не только твоя музыка, но музыка человека ,которого ты хорошо и давно знаешь, но об этом чуть позже… А вначале, для разогрева, так сказать, используем такой термин, не совсем может быть подходящий к «АЗиИ», к современной камерной песне…
Александр Деревягин: Отчего же?

ББ: В общем, для разогрева послушаем одну из твоих песен, написанную на стихи Мандельштама.

(звучит песня «Я скажу тебе с последней прямотой…»)

Саша, если я не ошибаюсь, эта песня войдет в твой альбом «Трава да камни»…
Деревягин: Ты ошибаешься, эта песня не войдет… Это запись с концерта сейчас прозвучала.

ББ: А, это концертная запись… Просто я слышал демо-записи твоего альбома и решил, что эта песня тоже…
Деревягин: ...В конце концов, эта песня не войдет в альбом…

ББ: Жалко…
Деревягин: Но она войдет в совместный альбом творческого союза «АЗиЯ» по стихам Осипа Эмильевича Мандельштама, и там, в этом альбоме, еще будет вариант Елены Фроловой на эти же стихи. Этот альбом уже записан, он уже сводится и я думаю, что осенью он уже будет издан.

ББ: Замечательно. Кстати, вот по поводу таких совместных альбомов. Я давно думаю на следующую тему – что было бы, я считаю, нелишним сделать совместный азиятский альбом с песнями на стихи Бродского, потому что ведь практически у всех вас есть песни на его стихи.
Деревягин: Да, мы говорили по поводу этого проекта и, видимо, там будут песни не только «АЗиИ», может быть, там еще будет Александр Мирзаян…

ББ: Человек вам не чужой…

Деревягин: Да, человек не чужой, человек, который как бы с именем Бродского… у меня, например, знакомство с Бродским в совке началось именно с песен Александра Мирзаяна. Вот, и еще как бы из проектов, из того, что в перспективе, это совместный альбом «АЗиИ» и Владимира Бережкова на стихи Леонида Губанова. Это тоже есть в проекте, но это не записано, это планы ближайшей осени-зимы.

ББ: Саша, мы вот с тобой говорили неделю назад и ты сказал, что сезон начнется в начале октября. Но в тоже время, насколько я знаю, в конце августа, а именно 25-го августа, будет концерт в музее Ахматовой, фактически тоже «азиятский».
Деревягин: Насколько мне известно, я могу ошибаться, я информацию получил через Интернет с нашего сайта, что 25-го августа, в Доме-музее Ахматовой состоится презентация книги издательства «Вита Нова», посвященной Гумилеву и там будет участвовать Николай Якимов.

ББ: Но все-таки этот концерт имеет прямое отношение к «АЗиИ», но – в связи с этим: ведь у тебя тоже есть песни на стихи Гумилева?
Деревягин: Да, есть, но меня Леша Захаренков пока не приглашал на этот концерт, если пригласит – я с удовольствием.

ББ: Надеюсь, это приглашение состоится, но, тем не менее, песни эти записаны и этот поэт, Гумилев, тоже входит в число тех, чье творчество тебе особенно интересно.
Деревягин: Да, у меня есть несколько песен на стихи Гумилева, правда, это песни, написанные мною в начале восьмидесятых годов… Но, безусловно, творчество Гумилева мне интересно и до сих пор.

ББ: Поскольку, речь зашла о стихах Гумилева, вернее, о песнях на его стихи, давай мы послушаем одну из твоих песен на стихи этого замечательного, великого поэта.

(звучит песня «Пять коней подарил мне мой друг Люцифер…»

А эта песня войдет в альбом «Трава да камни»?
Деревягин: Нет, Бенедикт, эта песня тоже не войдет. Эта песня написана в 1982-ом, если я не ошибаюсь, году…

ББ: Но ведь запись, которая сейчас прозвучала, сделана гораздо позже…
Деревягин: Да, конечно. Запись сделана позже и я предполагал, что она войдет в альбом, но, в конце концов, судьба альбомная так была переменчива…

ББ: Да, судьба твоего альбома более чем переменчива, потому что он неоднократно тобою записывался, перемикшировался, переделывался опять…
Деревягин: Да, да…

ББ: И до сих пор у тебя его еще все-таки нет..
Деревягин: Но сейчас уже мастер лежит, я туда уже не лезу…

ББ: Я надеюсь, что с мастером уже ничего не сделаешь…
Деревягин: Уже все.

ББ: Но это все-таки твоя первая пластинка, что, я повторяю, все-таки странно, ведь ты давно занимаешься музыкой, сочиняешь замечательные песни и уже пора бы было подарить человечеству комапакт-диск со своей музыкой.
Деревягин: Пора, пора, пора.

ББ: Но я надеюсь, что у тебя за это время, пока эта пластинка вызревала, микшировалась и перемикшировалась, записывалась и перезаписывалась, сводилась и пересводилась ,у тебя появились какие-то новые записи, из которых в дальнейшем могут получиться новые альбомы.
Деревягин: Да, Бенедикт, я вот восемь лет не писал вообще ничего…

ББ: Вообще ни одной песни?
Деревягин: Вообще ни одной песни, да, а вот за последние года полтора написал аж шесть песен, то есть, это очень много. Очень много придумалось, и почти все на стихи Губанова.

ББ: Я надеюсь, что пройдет еще какое-то время и появятся еще песни на стихи Губанова или на стихи других интересных тебе поэтов, и ты сможешь подготовить свой очередной диск, и я очень бы хотел, что бы тогда, когда он будет готов со всех точек зрения – сведен, перемикширован и так далее, он не будет очень долго выходить.
Деревягин: Я тоже на это очень надеюсь…

ББ: Так что, надежды питают не только юношей, выходит, но и людей гораздо более зрелых. Теперь же у меня вопрос к тебе следующий: есть творческий союз «АЗиЯ», есть структура «АЗиЯ-плюс» и вот в «АЗиИ-плюс», относятся к этим «плюсам» очень многие известные музыканты, исполнители, авторы песен, которые по ряду критериев близки в своем творчестве тому, что делают музыканты и авторы-исполнители в союзе «АЗиЯ». И вот один из них – Виктор Луферов.
Деревягин: Да, Виктор Луферов – это, разумеется, для нас имя, и авторитет, и легенда. Дело в том, что мы познакомились очень давно, и с творчеством Виктора Архиповича, и лично с ним. Это было, когда я еще работал в Челябинске, заведующим музыкальной частью театра «Манекен», и у меня там была по воскресеньям концертная программа, куда я приглашал и бардов, и рокеров, и поэтов, там все было объединено моим вкусом разве что, и вот в числе фигурантов вот этих воскресений в театре «Манекен» были Виктор Луферов, Александр Мирзаян, Дмитрий Дихтер…

ББ: А ведь Луферова можно считать, наверное, одним… ну, не то, что одним из основателей современной российской авторской песни, но одним из тех, кто помог этому жанру развиться, стать на ноги, окрепнуть.
Деревягин: Безусловно. Луферов внес совершенно новое звучание в традиционную авторскую песню – и своей интонацией, и своей гитарой, и своим… куражом, своей заразительностью – сравнить его не с кем, совершенно новое явление в авторской песне.

ББ: То есть, Виктор Луферов – это один из классиков, классиков данного жанра.
Деревягин: Для меня это, по крайней мере, так. Безусловно.

ББ: Сейчас в программе «Ступень к радости» будет такой композиционный поворот – сейчас прозвучат песни Виктора Луферова и также мое интервью с ним, которое я у него взял не так уж и давно, в мае, когда он приезжал сюда записывать очередные свои песни. Прозвучит только фрагмент интервью, но тем не менее, я думаю, что это будет небезинтересно нашим радиослушателям. Итак, сначала мы слушаем песню в исполнении Виктора Луферова, а потом – мое интервью с этим известным, опытным исполнителем и композитором.

(звучит песня Луферова «Маленький джаз» («Пусть проедет по улицам некто в шикарном авто…»);
звучит фрагмент интервью с Луферовым;
звучит песня Луферова «На Тверской, на улице…»;
звучит фрагмент интервью с Луферовым;
звучит песня Луферова «Что дерево сломано было давно…»)

Вы прослушали три песни в исполнении Виктора Луферова и фрагмент интервью, которое состоялось в мае этого года (полную расшифровку этого интервью можно прочесть на страницах Летописи нашего сайта www.asia-plus.ru/cgi-bin/events.cgi?sid=0bcc38ef-17b6-4c6f-bf3a-a5b3cf8c5f40 - ред.). Саша, насколько я понимаю, это звучали песни из альбома, который сейчас подготовлен к выпуску «АЗиЯ-плюс»…
Деревягин: Да, вроде бы у нас все готово, осталось буквально сделать несколько штрихов… А дело в том, что Студия современного искусства «АЗиЯ – плюс» сейчас затеяла грандиозный проект с песнями Виктора Луферова. Это семь дисков под общим названием «Каждый охотник желает знать где сидит фазан», но я думаю, что этой осенью три диска первых уже могут выйти.

ББ: Уже три фазана вылетят…
Деревягин: Да, три фазанчика.

ББ: Ну, это замечательно, замечательно, что это произойдет. Луферов – человек заслуженный, и песни его выходят за грань привычного нам понятия авторской песни…
Деревягин: Безусловно.

ББ: Это очень интересно. Луферов балансирует, на мой взгляд, на грани жанров, что всегда очень ценно, когда это делается по-настоящему, талантливо и здорово.
Деревягин: Да, это человек- театр.

ББ: Да, это так. Но сейчас в нашей программе будет один сюжет, который не имеет отношения к авторской песне, и к современной камерной песне, дело в том, что сегодня 15 августа, и в 1990 году в этот день погиб Виктор Цой. Это было как бы и недавно, но в тоже время и давно, и я хорошу помню всю эту ситуацию, все это происходило неожиданно, кошмарно и жутко, я помню похороны Виктора и вот, вскоре после его смерти, был сделан музыкантами «Кино» последний альбом, так называемый «Черный альбом», который вышел, когда уже Виктора не было в живых. И когда он был готов, когда он был сведен, музыканты группы «Кино» пришли в ленинградский рок-клуб, принесли эту запись и я как раз был в числе тех, кто тогда находился в рок-клубе, и кто услышал тогда эти песни с последнего альбома группы «Кино», с последнего альбома, который успел записать Витя Цой. Я и думаю, что… Тут не о чем говорить долго, тут нечего комментировать, ситуация была безумно кошмарной и, кстати, Виктор был из тех известных музыкантов, кто… он был одним из первых в списке тех музыкантов, покинувших нас неожиданно… кто-то болел долго, по-разному бывало, а тут просто автокатастрофа – и человека не стало, но песни Виктора остались, это не надо доказывать, это всем известно, они до сих пор продолжают звучать на многочисленных российских радиостанциях, група «Кино» навсегда осталась с нами, как и Виктор Цой, и вот одна песня из «Черного альбома», песня эта называется «Муравейник».

(звучит песня «Муравейник»)

Прозвучала песня Виктора Цоя «Муравейник», и я подумал, что песня эта давно всем знакома, как и многие другие песни Цоя, и вот сейчас эта песня звучала… и я подумал, что это, безусловно, классика, потому что проходят годы, проходят десятилетия, но эти песни каждый раз открывают какое-то новое в себе качество, новое содержание, и их и теперь не скучно слушать, несмотря на то ,что они были написаны уже достаточно давно.

Ну а программа «Ступень к радости» продолжается, у нас еще есть немножко времени… Саша, вот ты слушал интервью с Виктором Архиповичем Луферовым, и вот я ему задал вопрос о современном состоянии авторской песни в целом, в сравнении с тем, что было раньше… Он отвечал довольно обстоятельно и долго, и вряд ли у тебя нету собственных оригинальных мыслей на это счет, они наверняка есть, а времени все же у нас не так уж много осталось. Но все-таки, что ты думаешь в целом про эволюцию жанра камерной песни, авторской песни?
Деревягин: Жанр авторской песни он, разумется, здесь Виктор Архипович прав, он очень разросся вширь, разросся вглубь, теперь авторской песней называют очень многие явления русского шансона, теперь авторской песней называют очень многие явления…

ББ: Которые авторской песней как бы и не являются.
Деревягин: Ну, вот я и говорю, сейчас рамки жанра настолько широки, настолько они размыты, что сейчас каждый человек… Для кого-то авторская песня – это Олег Митяев, для кого-то – Алесандр Мирзаян, для кого-то – что-то еще. И, разумеется, во всех вот этих нишах происходят какие-то интересные вещи. То в мейнстриме происходят интересные вещи, и в более камерных каких-то жанрах, происходят интересные вещи. Они не могут не происходить, другое дело, что это становится все труднее и труднее услышать. Потому что весь эфир заполнен…
ББ: Многуважаемой попсой.
Деревягин: Исключительно многоуважаемой, исключительно попсой.

ББ: Ну, это, конечно, проблема, которую мы сейчас решить не сможем, мы с тобой; да и боюсь, что и не только мы с тобой.
Деревягин: Да боюсь, мы и не будем ее решать.
ББ: Не нашего ума это дело. Хотя иногда и жалко. Но… Я вот спрашивал тебя об эволюции жанра… видишь ли, в чем дело, мне иногда кажется странным немножко само понятие авторская песня, потому что любая песня, у которой есть автор, она – авторская.
Деревягин: Да, это термин, разумеется, спорный. Его принес Владимир Высоцкий, этот термин…
ББ: Ну, Высоцкому можно было делать все, что он делал, и он все делал достойно. Я-то, в принципе, не против этого понятия, то есть, содержания термина «авторская песня», можно,
конечно, и так, но естественная эволюция жанра – она не всегда, может быть, происходит во всех отношениях полноценно.
Деревягин: Конечно.
ББ: Конечно, это так. Но все-таки есть какие-то светлые моменты, светлые пятна, и дай Бог, чтобы их было как можно, можно больше.
Деревягин: Есть, есть. И имен новых полно. Никакой беды, на мой взгляд, с жанром не происходит, другое дело, что сейчас многие авторы выступают с командами, и рок-н-ролльщики их своими считают, а мы считаем своими – мы, барды, если можно нас бардами назвать. Нет, ничего страшного не происходит, на мой взгляд, никакой беды, что – ах! жанр умер, нет, такого нет.
ББ: Жанр не умер, ну а все, что появляется неинтересное, оно – я надеюсь – и так оно и бывает, отсеется само по себе, и достаточно быстро.
Деревягин: Или не отсеется.
ББ: Будем надеяться, что неинтересное будет отсеиваться, ну а сейчас, в финале самом нашей программы, еще одна песня в твоем исполнении на стихи Кушнера.

(звучит песня «Два мальчика»)

Это была песня «Два мальчика» на стихи Александра Кушнера, ее исполнил АлександрДеревягин, наша программа подошла к концу, и я напомню, что Александр был гостем программы «Ступень к радости». Саша, спасибо…
Деревягин: Спасибо огромное.
ББ: До свиданья. Следующий выпуск программы «Ступень к радости» через неделю, «АЗиЯ» – forefather! До встречи в следующее воскресенье, пока.

Александр Деревягин