АЗиЯ-плюс

Персоналии

|| Главная | Персоналии >

"АЗиЯ" Творческий союз

Александр Деревягин

Алексей Захаренков

Андрей Анпилов

Вера Евушкина

Виктор Луферов

Виктор Соснора

Владимир Бережков

Евгения Логвинова

Елена Казанцева

Елена Фролова

Манана Менабде

Маруся Митяева

Николай Якимов

Ольга Седакова

Татьяна Алёшина

Юрий Цендровский

Рецензия Георгия Левина на СD "ПЕСНИ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ ПОЕТ МАНАНА МЕНАБДЕ"

ПЕСНИ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ ПОЕТ МАНАНА МЕНАБДЕ

Песни Булата Окуджавы давно уже не нуждаются в каких-либо комментариях. Так было и так будет. В этом альбоме звучат песни Булата в исполнении Мананы Менабде. Ее имя также не нуждается в комментариях, по меньшей мере, в кругу тех, кто имеет представление о ее замечательном творчестве. И тех, кто знает, что есть такое творческий союз «АЗиЯ», к деятельности которого Манана давно уже имеет самое непосредственное отношение, но самое же главное во взаимоотношениях Мананы и «АЗиИ» – они друзья, их творческие контакты давным-давно уже переросли в дружеские.

Альбом «Песни Булата Окуджавы…» записан был первоначально в 1997 году, в Берлине, однако потом, после некоторых производственных штрихов, пластинку выпустила «АЗиЯ- плюс». Манана Менабде нередко и с огромным, нескрываемым удовольствием исполняет эти песни на концертах. Я могу, конечно, детально рассказать про трек-лист альбома, это как бы и не сложно мне сделать совсем, однако не могу не повторить, что все-все-все песни здесь хорошо известны, любимы и стали классическими. «Заезжий музыкант», «Молитва», «Песенка о Моцарте» и другие, родные, практически знакомые нам наизусть и сделавшие всех нас людьми. Приходилось мне, правда, слышать точку зрения одного хоть и неглупого, но малость занудного персонажа, считающего, что, мол, Манана не очень уж круто и совершенно исполняет окуджавские песни. Конечно, о вкусах не спорят, и я сейчас не собираюсь этого делать. Просто замечу, что Манана, когда она поет песни Окуджавы, остается, во-первых, самой собой – замечательной и проникновенной, а во-вторых, певица, безусловно, вносит в исполнении этих песен свой своеобразный творческий колорит. Я с огромным удовольствием прослушал настоящую пластинку и понял при этом – понял, конечно, не в полной мере, в полной мере никто из нас понять не сможет… что испытала Манана, когда узнала о смерти Окуджавы. Я слышал недавно, во время выступления Мананы Менабде в питерском Эко-Арт клубе, как она читает фрагмент своих воспоминаний, посвященный этому печальному и драматическому эпизоду. После чего как-то иначе, как-то более углубленно, быть может, стал воспринимать альбом.

В качестве некоторых нюансов, имеющих, однако прямое отношение к данному диску, следует сообщить, что Манана не только поет здесь, но и имеет отношение и к звуковому дизайну альбома (послушаете сначала, а поймете, что это за дизайн такой), и читает немножко окуджавские стихи, а в песне «Песенка короткая, как жизнь сама…» вместе с ней поет Соломон Гортамашвили. Булат Окуджава один из тех художников – музыкантов, поэтов, творцов, как угодно можно сказать! – которые были, есть и будут корневыми, всеопределяющими, всегда значимыми и значительными в российской культуре.
Пока эта культура существует.
Пока эта страна есть.
Да даже если и… Нет, ну это уже другая тема, sorry.

Я всего только однажды был на концерте Булата – и никогда этого не забуду. И вот этот альбом точно будет для меня одним из самых-самых важных. Разумеется, он слушается на одном дыхании. Можно, нет проблем, послушать диски с записями самого Окуджавы, только и пластинка, записанная Мананой, очень дорогого стоит. Мне нравится все, что исполняет Манана Менабде – и грузинские песни, и трип-хоп, и фольклорный джаз, и песни Вертинского, и многое другое, только песни Булата Окуджавы – это особенная глава. Наверное, она из самых сильных, важных и значительных для Мананы. И не только для нее.

ГЕОРГИЙ ЛЕВИН

Манана Менабде