АЗиЯ-плюс

Персоналии

|| Главная | Персоналии >

"АЗиЯ" Творческий союз

Александр Деревягин

Алексей Захаренков

Андрей Анпилов

Вера Евушкина

Виктор Луферов

Виктор Соснора

Владимир Бережков

Евгения Логвинова

Елена Казанцева

Елена Фролова

Манана Менабде

Маруся Митяева

Николай Якимов

Ольга Седакова

Татьяна Алёшина

Юрий Цендровский

СD "Утешные песни". Рецензия.

Вера Евушкина. УТЕШНЫЕ ПЕСНИ.

Сначала же – не совсем об этом альбоме.

Прослушав альбом «Утешные песни» я неожиданно для себя понял, что благодаря и этому диску, и творчеству союза «АЗиЯ» в целом, и различным концертам, которые я часто весьма посещаю в последнее время, у меня, пожалуй, появилось новое качество восприятия музыки. И не только музыки. Или, точнее, не совсем новое… Попытаюсь объяснить, что же именно я имею ввиду…

Не могу сказать, что был я в силу каких-либо причин отлучен от музыки в последние годы. Нет, это, конечно, совсем-совсем не так. И пишу о музыке немало, и на радио программы веду. Однако мне приходилось, в основном, внимать разнообразным вибрациям музыки типа рок, и другим современным музыкальным стилям. Не жалею, совсем не жалею об этом, да и более того, продолжаю в солидном объеме слушать и рок-н-ролл, и другую интересную мне музыку.
Про «АЗиЯ» же я знал хоть и давно, но в определенной степени не слишком конкретно – мол, «современная камерная песня», мол, «не похожи на бардов, хотя многим кажется, что похоже», «оригинально и своеобразно» – в общем, такие не слишком внятные представления. Только когда я стал детальнее вникать в «азийное» творчество, то заметил, что на смену моим прежним домыслам, зело невзыскательным и вторичным, приходят более реальные и достоверные. Я вдруг обнаружил, что песни, которые сочиняют и поют «азияты», затронули во мне какие-то давно забытые чувства и эмоции. Я вспомнил и как бы заново понял, что когда-то, много-много лет назад, музыка не являлась для меня формой некоего особенного, специального, специализированного даже знания, что я ощущал ее как нечто чудесное, отчего становится теплее на душе. Знания, понятное дело, ни чему не могут помешать, только все равно, чем больше человек углубляется в какие-нибудь специализированные сферы, то тем дальше он уходит от естественных своих эмоций и тем больше он становится уже как бы не самим собой, а некоей моделью самого себя, с каждым днем все меньше и меньше похожей на ту первооснову, которая была раньше, в начале пути.

Из вышесказанного совсем не следует, что песни, которые создают Татьяна Алешина, Елена Фролова и их друзья и коллеги по творчеству, являются каким-либо сложным, изощренным и неопознаваемым феноменом. Нет, отнюдь нет! Они, конечно, разные совсем – и по форме, и по степени воздействия, какие-то из этих песен, мне нравятся больше, а некоторые – поменьше, как и другим людям, но как бы там ни было, в них все равно есть самое главное – вибрации творческой первозданности что ли, они вне стандарта, вне моды, вне шоу-бизнеса этого бл…кого, который, кстати, уже сожрал почти все живое, что происходит в том же рок-н-ролле. И если потом рок-музыка постепенно – не в один год, и даже не за одно десятилетие, сойдет на нет, то во многом именно из-за шоу-бизнеса.

Да, разумеется, все, что случается в мире нашем, связано так или иначе с множеством факторов – социальных, бытовых, экономических, эстетических и так далее, только ведь все равно, происходит то, что происходит и мы можем, конечно, потом, задним числом, находить горы аргументов и причин, но результат уже все равно есть в наличии и изменить ничего нельзя. Про тот же рок, например, часто говорят теперь, что в целом его эпоха прошла и время расцвета позади. Это верно, спорить не приходится. Но отчего же это происходит? Оттого, что рок давно является уже традиционным жанром и подчиняется закономерностям окружающей жизни. Вовсю подчиняется. И зависит он от них ничуть не в меньшей степени, чем все остальное. Прежде рок сам диктовал условия и задавал тон, ну а теперь этого давно уже нет. Поезд ушел.

Вообще современное искусство – и в музыке, и литературе, и в театре, и в кино, во всем, решительно во всем – все больше и больше отдаляется от души человеческой. Не знаю, что будет дальше, совсем не знаю. Чисто теоретически все проблемы и невзгоды как бы преодолимы, но ведь все равно, никто не знает как, когда и кем это преодоление свершится. Так вот, «АЗиЯ» мне близка и дорога именно своей цельностью редкостной, своей душевностью. Незамороченностью на ненужном, на суетном. И я вновь убедился в этом во время знакомства с диском «Утешные песни». Понимаю, что Вера Евушкина в число основных «азиятов» и основателей творческого союза чисто формально не входит, но ее песни от этого не становятся менее интересными и поэтому сейчас я могу смело пренебречь формальностями этими и думаю, что меня за это в данном раскладе никто не осудит – ни сами «азияты», ни их сторонники, поклонники энд адепты…

Вновь включаю компакт-проигрыватель и продолжаю дальше слушать «Утешные песни». Очень теплый альбом, по-хорошему простой и по-настоящему камерный, ненавязчивый и открытый, чистый. Он никогда не будет переиздаваться огромными тиражами, и песни, на нем записанные, никто не будет навязчиво ротировать на давно уже прогнивших, в основном, отечественных радиоканалах. Да и черт с ними! Не для этого Вера Евушкина сочиняла свои песни. «Утешные песни» не нуждаются в шоу-бизнесе, они не ради него создавались. В альбоме звучат песни, написанные на стихи В.Блаженного, М.Цветаевой, А.Фета, Д. Самойлова и других поэтов известных. Может быть, они, эти песни вроде бы иногда в чем-то эскизны, но не в том плане, что они незаконченные… Нет, просто иногда кажется, что можно было бы сделать что-то более выразительно, более емко. Хотя, пожалуй, именно в этой как бы «недоработанности» некоторой и заключен очень большой плюс. Любопытно, что только после того, как я стал слушать «Утешные песни», я прочел слова Елены Фроловой, напечатанные на развороте обложки компакт-диска. Елена давно знает Веру, они много вместе выступали и выпустили совместный альбом своего «ВерЛен» дуэта. Однако ее слова в чем-то совпали с моими ощущениями. Лена, в частности пишет: «Что это – первая неуверенная, но интуитивно точно угаданная попытка, проба голоса?» Ну, дальше следуют совсем другие слова, но цитировать волшебницу Елену я больше не буду, сами прочтете, многоуважаемые, когда возьмете в руки будто бы простой, но такой выстраданный и искренний альбом.
Немного повторюсь в самом финале – я очень рад, что «Утешные песни» затронули во мне какие-то «давно забытые чувства и эмоции». Просто песни под гитару, просто песни. В этом «просто» так много всего!

Анатолий Гуницкий

Вера Евушкина