АЗиЯ-плюс

Персоналии

|| Главная | Персоналии >

"АЗиЯ" Творческий союз

Александр Деревягин

Алексей Захаренков

Андрей Анпилов

Вера Евушкина

Виктор Луферов

Виктор Соснора

Владимир Бережков

Евгения Логвинова

Елена Казанцева

Елена Фролова

Манана Менабде

Маруся Митяева

Николай Якимов

Ольга Седакова

Татьяна Алёшина

Юрий Цендровский

SAMI. Попытка рецензии на альбом Мананы Менабде, местами почему-то непроизвольно переходящая в поток сбивчивого авторского сознания. Автор - Бенедикт Бурых. Март 2004.

SAMI. Попытка рецензии на альбом Мананы Менабде, местами почему-то непроизвольно переходящая в поток сбивчивого авторского сознания.

По-грузински я, к сожалению, не понимаю. Да и в Грузии-то толком не был, а какое-то старинное, отпускное, дореволюционное посещение Пицунды – явно не в счет. Однако все эти чудовищные личные недостатки вовсе не помешали мне слушать и, по мере прослушивания, восхищаться, а также кайфовать-прикайфовывать вовсю в связи с тем, что альбом «SAMI» звучит у меня в дому моем. Очень достойная музыка. Достойнейшая! Впрочем, когда поет Манана Менабде, то скучно или неинтересно быть не может просто по определению. И очень здорово, что она скоро будет выступать в Питере. Я думаю, что это безусловнейшим самым образом радует всех тех, кто знает толк в настоящем музыкальном искусстве. А таковых людей в Санкт-Ленинграде осталось не так уж мало, невзирая на многообразные нелепейшие МАРТОВСКИЕ события, приключившиеся в нашем до неприличия огромном государстве.
Меня предстоящий концерт тоже оченно радует. Мне доводилось, к счастью, бывать на выступлении Мананы Менабде, но всего единый раз, да и то уже давненько, в 2001–ом. Тогда волшебница Манана выступала в совершенно театральном питерском музее. Хороший там зал. Только вот все же кукольный немного… Правда, Манану было отлично видно и слышно, не нужно напрягаться было, вытягивать там шею и прочие органы, как это нередко случается в объемных залах – для того, чтобы по-настоящему ощутить во время концерта собственную сопричастность к происходящему. Тогда же, в том же году Манана выступала и в Театре Эстрады, однако я куда-то там спешил и посему только заскочил в зал перед ее выступлением, дабы ей засвидетельствовать свое почтение.
Концерт в Мананы в театральном музее я никогда не забуду. Бывают такие чудеса в жизни, про которые всегда помнишь. А вот в Германщину, где в Берлине-городе Манана Менабде живет и работает, у меня съездить как-то и не получилось. М-да, не сложилось почему-то. Да я по-немецки говорить не умею, помню, конечно, с далеких школьных лет какие-то отрывочные слова и фразы – типа вроде «Der Winter ist da.»... Но что толку в этих бессмысленно заученных словесах? Да никакого! Можно подумать, что там, в Берлине, все время зима, что там нон-стоп идет снег, и что там все вокруг белым-бело. Умные люди, однако, говорят, что это совсем не так.
Да, плохо языки не знать. Вот и по-грузински я не понимаю. Только это досадное обстоятельство не помешает мне скоро, в апреле, пойти на концерт ММ. Немного, впрочем, жаль, что концерт состоится в зале около Финляндского вокзалио. Терпеть не могу эту залу! Там и директор теперь – умница, и репертуар неплохой, но как только взойдешь в это чисто, пятисотпроцентно совдеповское архитектурное сталинское пространство, так и облом случается. Сталинское такое фойе, колонны тоже такие сталинские – и потолки, и стены, и прочие пилястры. В таком зале вообще-то не концерты надобно проводить, а в компартию принимать. Или из оной исключать. Или прочими мерзкими мерзостями заниматься. Но в тоже время я точно знаю, что и в этом неудобном зале состоится очередное замечательное питерское выступление божественной госпожи Мананы Менабде. И нелепые, и казенно-претенциозные архитектурные совдеповские навороты нам не помешают с головой окунуться в волшебную реку ее искусства.
Если вы еще альбом « SAMI» не слушали, то послушайте его как можно скорее! Даже если тоже, как и я, не знаете грузинского языка. Только сразу хочу предупредить – здесь звучат не просто грузинские песни. Это музыка в стиле трип-хоп, – вернее, грузинские песни, исполненные в стиле трип-хоп. Записан этот альбом был в Берлине. По поводу создания «SAMI» Манана Менабде рассказала вот что: «В 1999-м одна моя подруга приехала из Тбилиси в Берлин и привезла с собой записи музыки, которую сочиняет её племянник Нико. Я прослушала. Что-то необыкновенное! Во многом непривычное для меня. Электронная музыка, но не техно. Я сразу же позвонила в Тбилиси и сказала Нико, что хочу с ним работать. И полетела в Тбилиси вместе с Даниэлой Шульц; там с Нико и его приятелем Гоги Дзодуашвили мы записали диск. Если «Манана и Шин» – это фольклорный джаз, то с Нико и Гоги мы сделали музыку в стиле трип-хоп».
Справедливости ради следует заметить, что Манана рассказала это все в том же 2001-ом Анатолию Гуницкому и что интервьюшку, из которой я выдрал крохотулечную, в сущности своей, цитатку, заипростейшим образом можете вы обнаружить на «азийном» сайте, в разделе «Персоналии», ежели мышонком своим щелкнете точнехонько на персоналию ММ. Ну, интервью как интервью, нормальное интервью, неплохое интервью, только – между нами! строго между нами! – не пойму, признаться, чего этот господин Гуницкий повсюду лезет. И по радио он программы ведет, и рок-журналистикой занимается, и стихи всякие пишет – «гибралтары/лабрадоры» и прочие такие, и пьесы якобы сочиняет, которые вообще-то нигде не идут, но этого всего ему, видите ли, мало, так он еще и в сторону «АЗиИ» развернулся, и даже у многоуважаемой ММ интервью умудрился взять. Нескромно все это, право, к чему нужна такая гуницкая прожорливость? Какой-то прямо Гаргантюа от журналистики. Или Пантагрюэль, в крайнем-с. Нет, нехорошо, надо быть как-то вроде типа проще, скромнее как бы, и как бы где-то и не лезть во всевозможные жизненные щели.
Ну да, ладно, Бог ему судья, не о нем сейчас песня поется. А о Манане Менабде, и о чудном трип-хоповом альбоме «SAMI». Честно говоря, мне данный термин не очень нравится, есть в слове трип-хоп что-то неприличное, напомнающее о… Это в связи с трип. А хоп – ну, тут, наооброт, какая финтифлюшечная легковесность ощущается, что-то несерьезное, клоунское. Вам так не ка? Что ж, на вкус да некий цвет – как кем-то там говорится – не токмо товарищев нет, но даже и подружек найти почему-то невозможно; только прошу, ни в коем разе не говорите про мои филологизмы доподлинным поклонникам трип-хоповой музыки. А то мне точно мало не покажется!
Понять трип-хоповых фэнов можно, ибо в стиле этом бодро поигрывают такие не последние группцы, как Portishead, Massive Attack, Radioyead, Garbage, Morcheeba, да и еще можно назвать немало всяческих других составчиков. А один, видимо, насквозь оголтелый любитель трипа и хопа написал даже: «Я люблю ТРИП ХОП, потому что в ТРИП ХОПЕ все звуки настолько приятны слуху, что душа сразу настраивается на волну музыки. Медленные и плавные звуки в сочетании с обворожительным голосом представляются в виде обнаженной женщины, с прекрасным телом, за легкой дымкой любви и бесконечного блаженства.»
Да, вот такие вот тембры чувств трип-хоп затрагивает, такие эротические эмоции заряжает. А другой трип-хоп-фэн считает, что «это покойная Интеллиджент музыка для отличного отдыха. Посидеть одному, послушать трип-хоп, помечтать, впасть в небольшой транс… Все это можно сделать только под музыку, именуемую трип-хопом.»
Что ж, каждому свое. Одному – обнаженную барышню подавай, да еще и с первосортным телом, а другой и один может сидеть, мечтать о чем-то и в транс впадать.
В общем, трип энд хоп – это, сами понимаете, материя, получается, совсем нешуточная, но ведь и Манана Менабде какой-нибудь ерундой заниматься бы точно не стала.
В альбоме «SAMI» интермедии чередуются с песнями. Интермедии коротенькие и сюрреалистические, наполненные голосами, смехом, обрывками слов и звуков, всплесками ритма, электронными вибрациями. А песни здесь на стихи В. Габашвили, И. Чавчавадзе, Л.Асатиани и других грузинских поэтов, и из репертуара сестер Ишхнели – и пусть я не знаю, о чем и про что поет Манана, но и все-таки чувствую, как с каждой песней, с каждым новым куплетом все шире и шире открывается неведомый мне мир. Мир Грузии, мир души Мананы Менабде. Ее голос – такой нездешний, драматичный, сдержанный, выразительный, и такой теплый, всепроникающий и завораживающий, разрушающий барьеры языков и смысловых стереотипов.
Аранжировки, сделанные Нико и Гоги, в полной мере впитали в себя многие достижения современных звуковых технологий. Ну и еще следует иметь в виду, что запись была сделана уже несколько лет назад, еще в прошлом столетии… Альбом «SAMI» – это не только трип-хоп, но это и world music, и, пожалуй, очень изысканный электронный этно-джаз с элементами минимализма. Жалко, что эта необычная и явно нестандартная музыка не прозвучит в апрельском питерском концерте, потому что студийные опыты и находки иногда просто невозможно воспроизвести вживую. Однако скучно нам в сталинизированном концертном зале безусловно не будет, потому что мы увидим и услышим царственную Манану Менабде.
Бесконечно отрадно, что такая опытная и знаменитая певица не замыкается на своих достижениях и открыта для экспериментов и поисков. Пластинка «SAMI»- превосходное, замечательное тому доказательство.

БЕНЕДИКТ БУРЫХ, март 2004-го

Манана Менабде