ПИСЬМО ПЕСНИ ЕЛЕНЫ ФРОЛОВОЙ НА СТИХИ ВАРЛАМА ШАЛАМОВА
У Елены Фроловой вышло немало сольных альбомов. Но альбом «Письмо» отличается особенным и даже сгущенным драматизмом, потому что здесь звучат песни на стихи Варлама Шаламова. Елена безусловно права, когда пишет в аннотации к этой пластинке, что «сегодня не надо рассказывать, что такое ГУЛАГ и кто такой Варлам Шаламов». Да, это так. Рассказывать не надо и незачем. Только я бы все-таки добавил, что и творчество Шаламова и многих других людей, которым удалось преодолеть чудовищные жизненные условия сталинских, гулаговских времен, теперь, – да уже и давно, пожалуй, не только теперь – воспринимается большинством из нас как нечто привычное и даже как само собой разумеещееся. Мы как бы все уже знаем. Якобы… Мы ко всему привыкли, и нас уже почти ничем не удивишь. Конечно, все это давно уже было, в другую эпоху. И оттого-то мы, отчасти уже автоматически, не слишком глубоко задумываемся о природе творческой деятельности художников тех далеких лет.
Елена Фролова по-своему и очень глубоко прочувствовала творчество Шаламова. И сочла необходимым включить в свой альбом не только десять песен на его стихи, но и три рассказа в авторском исполнении – «Белка», «Шахматы доктора Кузьменко» и «Воскрешение лиственницы», записанные в 1965-ом году. Прозу, как известно, не так уже часто можно услышать на компакт-дисках, хотя теперь уже нередко стали записывать рассказы и даже романы различных писателей. В основном, известных, популярных и модных. К последним Шаламов никак не относится. Поэтому нельзя не отметить, что Фролова и «АЗиЯ +» пошли на определенный риск, издав эту оригинальную, своеобразную и необычную композицию. В «Письме» весьма продуманно чередуются песни и чтение самого Шаламова, которое в данном случае мне представляется очень точным и уместным контрапунктом собственно песням. Не знаю, часто ли поет Елена эти песни. Наверное, не очень. Быть может, их и незачем исполнять часто. Но тем, кто хочет иметь полноценное представление о ее песнях и о ее и сдержанной, и страстной, выразительной исполнительской манере, необходимо послушать «Письмо». Эти печальные гулаговские романсы.
Анатолий Гуницкий |