АЗиЯ-плюс

Персоналии

|| Главная | Персоналии >

"АЗиЯ" Творческий союз

Александр Деревягин

Алексей Захаренков

Андрей Анпилов

Вера Евушкина

Виктор Луферов

Виктор Соснора

Владимир Бережков

Евгения Логвинова

Елена Казанцева

Елена Фролова

Манана Менабде

Маруся Митяева

Николай Якимов

Ольга Седакова

Татьяна Алёшина

Юрий Цендровский

В. Босенко “СТРУНА ЗВЕНИТ В ТУМАНЕ...” ("Литературная газета", 2001)

“СТРУНА ЗВЕНИТ В ТУМАНЕ...”
Концерты Мананы Менабде в Москве
Валерий БОСЕНКО

Имя это сопрягалось с легендой уже лет двадцать назад, когда молодая певица, недавняя выпускница ГИТИСа, отважилась сольно концертировать на
столичной сцене. Ею восхищался Марлен Хуциев, знающий толк в грузинском пении. Сама Манана Менабде трепетала, узнав, что среди ее слушателей в зале ЦДРИ
находился Булат Окуджава, чьи песни она тогда начинала исполнять. Булат Шалвович был не только польщен и захвачен ее пением, но и ориентировал
исполнительницу на беспафосность вокальных трактовок – “Проще, Манана. Еще
проще. Они ведь очень простые, эти песенки...”.
Последовавшие двадцать лет не прошли даром для ныне уже зрелой
исполнительницы, чей профессионализм значительно возрос. Однако жизнь Мананы Менабде складывалась очень и очень не просто. В последние
брежневские годы ей не дали продолжить учебу в Москве. Бесспорно, сохранялся круг близких ей людей в Тбилиси, песни ее в авторском исполнении звучали в двухсерийной ленте Ланы Гогоберидзе “День длиннее
ночи” (1984). Но, как и из чванливо-чопорной Москвы той поры, на излете советской истории Манана Менабде оказалась вытесненной и из родной Грузии. Последнее десятилетие она была вынуждена прожить в Германии. Можно лишь
представить, каково было ей отстоять себя и выстоять в чужой стране без языка и без полнозвучного отклика на ее песни, как это было в Грузии и
могло быть в России, сложись все иначе. Испробовав себя в разных творческих ипостасях, занимаясь рисованием и изготовлением керамики, Манана Менабде не оставляла вокала, пробовала себя в разных музыкальных жанрах, пытаясь объединить творческие индивидуальности, разрозненные меж Грузией и Германией. Так, из молодых грузинских музыкантов ею была сформирована группа фольклорного джаза “Шин”, которой предшествовала аналогичная группа “Энкени”, созданная еще в Грузии. Да не покажется гиперболой, но в сценической внешности Мананы Менабде есть
что-то от Сивиллы, легендарной прорицательницы, чье происхождение восточная традиция связывает с Аполлоном и музами. Кстати, отнюдь не
праздной здесь будет ассоциация с “Рождением трагедии из духа музыки”, основной частью “Происхождения трагедии, или Эллинство и пессимизм”
Фридриха Ницше. Случайно или нет, но вот уже 20 лет Манана Менадбе исполняет под написанную ею самой музыку трагическую элегию “Эта осень...” на стихи великого немецкого пророка. Изначально присущий Манане Менабде внутренний драматизм пения и ее
человеческая доброта существуют неразрывно, ибо оба начала являются доминантой жизни и творчества певицы. Исполняет ли она романсы на стихи великих грузинских поэтов, выступает ли с песнями Александра Вертинского
или Булата Окуджавы, звучат ли в ее исполнении песни Жака Бреля, озвучивает ли она современными мелодиями стихотворные строфы Иосифа
Бродского (блистательно исполняя “Колыбельную” последнего на два голоса в
паре с молодой певицей Еленой Фроловой), эта доминанта – драматизм и милосердие – неизменно ощутима в неразрывной их связи. Феномен Мананы Менабде фокусирует в себе как традицию, так и вокальную
школу. Внучка знаменитых в Грузии сестер Ишхнели, непревзойденного вокального квартета XX века с исполнением ими грузинских и русских
романсов возрождает сегодня былую традицию, насыщает ее новым звучанием. И сам приезд певицы с концертами в Москву долгожданен и отраден. Театр
песни Виктора Луферова “Перекресток”, малая сцена Театра на Таганке и
Государственный музей Булата Окуджавы в Переделкине охотно предоставили певице свои площадки, которые слушатели заполнили без какой бы то ни было рекламы. Благодарным же почитателям певицы остается ждать скорого выхода
компакт-дисков с уже готовыми записями трех программ в исполнении Мананы Менабде.

© "Литературная газета", 2001

Манана Менабде