АЗиЯ-плюс

Летопись

|| Главная | Летопись >

ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ организаторов Сцены «АЗиЯ+»

Лауреат международных конкурсов ДМИТРИЙ ИЛЛАРИОНОВ, гитара (СПб., Концертный зал "Яани Кирик", 20.12.12))

Алексей ЗАХАРЕНКОВ и Евгения ОШУРКОВА (СПб., Музей театрального и музыкального искусства, 7.12.12)

ВЛАДИМИР БЕРЕЖКОВ (СПб., Музей театрального и музыкального искусства, 22.11.12)

"НОВЫЙ ИКАР" Презентация-перформанс CD-альбома Виктора Луферова (Москва, Центральный Дом журналиста, 14.11.12)

ЮРИЙ НОРШТЕЙН. Творческий вечер режиссера, художника-аниматора. Совместно с издательством "Вита Нова" (СПб., Концертный зал у Финляндского, 13.11.12)

Лауреаты международных конкурсов Татьяна МАСЛЕННИКОВА, скрипка, и Инесса МАРТИРОСЯН, ф-но (СПб., Музей театрального и музыкального искусства, 1.11.12

ЮЛИЯ МИХЕЕВА И "На Четыре Стороны" (СПб., Музей театрального и музыкального искусства, 27.10.12)

Лауреат международных конкурсов АНАТОЛИЙ ИЗОТОВ, гитара (СПб., Музей театрального и музыкального искусства, 12.10.12

ТАТЬЯНА АЛЁШИНА "Элегия для Марины" (СПб., Музей театрального и музыкального искусства, 1.10.12)

Дуэт "ВерЛен" - ВЕРА ЕВУШКИНА И ЕЛЕНА ФРОЛОВА. "Сердцем слышу..." (Москва, Театр музыки и поэзии п/р Е. Камбуровой, 31.10.07)

Я попала на концерт «ВерЛена» (творческого дуэта Веры Евушкиной и Лены Фроловой) в первый раз. До этого знала его только по записям и легендам, до меня докатившимся. А встреча с легендой – это всегда сложное состояние: боишься реальности и ее несовпадений с внутренним образом. И потому все мельчайшие накладки и шероховатости царапали поначалу сильнее, чем могли бы в другой ситуации.

В первые минуты даже показалось, что на сцене царит «одиночество вдвоем» - каждый погружен в свое состояние, свою задачу. Впечатление держалось совсем недолго - пока голоса не зазвучали в унисон, не образовали сложный, но целостный узор двуголосья. Они так естественно и легко слились воедино, что, казалось, это произошло безо всяких усилий. Словно и не было вначале едва заметного напряжения, не столько радостного, сколько терпеливого пропевания «программы» - под прицелом зрительских глаз.

Потихоньку ощущение «отдельности» поющих стало таять – как льдинка на блюдечке… Было видно, что Лена внимательно и чутко поддерживает Веру, и что психологически труднее все-таки Вере. Возможно, редкие концерты и потребность отгородиться от суетливого городского ритма, обосноваться «поближе к небу» - в деревне, усиливали внутреннюю уязвимость, превращали для Веры пребывание на сцене – в испытание… Но голос сам по себе вел и помнил. Выпускал из души на волю те эмоции, которые иначе не нашли бы себе дорогу.

Вера пела, обращаясь к невидимому собеседнику – поверх зрительских голов. В ее облике было нечто «материнское», потому что песни как дети, обступившие маму и тянущие ее за подол, все больше согревали Веру, пробуждали внутреннюю улыбку.

А после антракта, с началом второго отделения, все словно перевернулось. Лена Фролова бережно взяла инициативу в свои руки, вовлекая зрителей и Веру в живой диалог. Шутливо обыграв то обстоятельство, что все первое отделение прошло почти без единой улыбки и безо всяких комментариев между песнями, Лена объявила, что теперь будет иначе, и заговорила о приближающемся юбилее. «ВерЛену» в следующем году – 20 лет, и праздник будет готовиться всерьез – отмечаться совместными концертами (возможно, в нескольких городах), приглашением на них друзей.

Это сразу внесло совершенно новую ноту в происходящее. Малейшие предположения, что совместные выступления «ВерЛена» носят лишь «мемориальный» характер, тут же развеялись. Их перекрыло ощущение перспективы, общих планов и подогретых зрительских ожиданий.

Ну, а потом уже каждую песню, прежде чем спеть, Лена и Вера называли по имени – гладили по голове как ребенка (чаще Лена, но иногда и Вера). И были улыбки, и мягкость, и потеплевшая атмосфера… И воодушевление, и внутренний полет.

И почему-то особенно порадовали восторги слушателей и крики «Браво!» после песен, исполненных Верой. Даже та часть аудитории, которая пришла исключительно «на Фролову», постепенно была покорена глубиной и проникновенностью Вериного проживания стихов, ее доверчивым самораскрытием. То, что для Лены было естественным и привычным, для Веры происходило на грани «перешагивания через себя». Но когда ее внутренняя сила сполна проявилась и потекла в зал, возникло то состояние умиротворения и безмолвного счастья, которое всегда у меня вызывает пение Веры Евушкиной.
Хотя, конечно, самые наполненные минуты концерта были связаны именно с двухголосьем, его красотой и силой.

Программа вечера оказалась очень насыщенной и интересной, и полностью ее можно увидеть здесь: frolova.ucoz.ru/progr31_10_2007.html

Но дороже всех прекрасных песен и глубоких стихов была бережность, с которой обе они – Вера и Лена – относились и к своим творениям, и к зрительским ожиданиям, и к хрупкому чуду взаимности.

Финал был совсем уже неожиданным. Из Лены Фроловой вдруг вырвался наружу разыгравшийся ребенок. Пошутив на тему, что «поросеночек рос-рос, и вырос в бо-о-о-ольшую…», она так рассмешила Веру, что та не смогла петь. Песня прервалась на первых же аккордах. «Ну что ты… Такая обнаженная песня… Как же ее теперь?», - мягко упрекнула Вера. Все пришлось начинать заново…

Но этот эпизод лишь усилил зрительскую радость, показав устоявшуюся на уровне корней целостность «ВерЛена». И живые эмоции рождаются и наполняют песни каждый раз, стоит тем, кто дал имя дуэту, оказаться рядом на сцене.
И все-таки было видно, что это – не само собой разумеется, а дается ценой тонкого, едва заметного извне сердечного сочувствия.

И то, что меня уже в который раз поразило в Елене Фроловой, связано даже не с красотой тембра, музыкальной многогранностью или яркостью сценического образа. На первый план выступило другое. Все-таки когда художнику уже в молодости было дано стать «легендой», то остаться на этом уровне, не уронить и не обесценить его, требует не просто благодарности к людям, поддержавшим в начале пути, но и большого внутреннего благородства.

Свет взаимного соучастия окрасил весь этот вечер, согрел и вдохновил наперед - на все долгое зимнее время.

Татьяна Алексеева